15/04/2013

Лексика городенских гончаров (ч. 1)

В. Л. Веренич, Л. А. Кривицкий (из сборника "Полесье", 1968)
Копают глину. Городная 1912. Фото Исаака Сербова
Километрах в 40 на юго-восток от Пинска недалеко от районного центра г. Столина находится Городная (Городна́), издавна известная на Пинщине

и вообще в Полесье, а также в юго-западных районах центральной Беларуси и в прилегающих к Пинщине районах севера Украины разнообразными гончарными изделиями. Жители Городной, городэ́нцы были в этих краях в прошлом почти единственными производителями простой, а позже и обливной кухонной и прочей хозяйственной глиняной посуды, которой они снабжали население деревень, местечек и городов окрестных районов Беларуси и Украины (в радиусе до 200 км). По словам местных ремесленников, их конкурентами в этом деле были лишь гончары дер. Кривица Дубровицкого района (Украина), а также белорусские синявские (дер. Синявка Клецкого района, недалеко от г. Барановичи) и пружанские гончары (Пружанский район, севернее г. Бреста). Изделия кривичских гончаров городенцы считают даже лучшими. Кривичские горшки крэпчейшіе за наші, там гліна чорна, а як горшчок ві’паліцца, то белі аж сы́ны. Но с ними приходилось конкурировать городенцам преимущественно на территории Украины (Дубровица, Сарны, Степань). Горшки производились также пружанскими мастерами. Пружанская посуда, как и городенская, светлая, по местные гончары обычно особым образом чернили свои изделия в копоти (потом по черни делалась роспись гончарным ножом). Однако пружанская посуда заходила на юго-восток не дальше Дрогичина. Синявские изделия, по мнению городенцев, несколько хуже по качеству: там горшкі рабі’, т. е. серые с темными пятнами. Речь в данном случае идет не об уровне мастерства ремесленников, а прежде всего о качестве материала и связанным с этим внешним видом изделий, их прочностью и долговечностью. Городная одно из древнейших поселений на территории Пинщины. До начала второй мировой войны Городная считалась местечком, в котором ежемесячно 10-го числа проводились ярмарки. Крестьяне из окрестных деревень привозили сюда зерно, овощи и фрукты, продукты животноводства, предметы домашнего изготовления: холст, сукно, деревянную посуду, бороны, сани, телеги и запасные части к ним, словом все, что производилось в крестьянском хозяйстве. Происходил натуральный обмен. Взамен они увозили из Городной кирпич и глиняную посуду.
Городная окружена болотами (моро́чнямі) и лесами. Сенокосных угодий здесь вообще нет, пастбищ мало, на небольших песчаных участках пахотной земли собирали скудные урожаи картофеля, ржи и овса. До недавнего времени в Городной совершенно не было садов, не выращивали овощей и многих других сельскохозяйственных культур. Естественно, что сельское хозяйство не могло быть для городнянцев единственным источником дохода. Женщины, подростки во время сезона занимались сбором ягод и грибов и заготовкой их для нужд семьи и на продажу. Но основным подспорьем в хозяйстве городенца было гончарное производство и изготовление кирпича. Гончарное производство развито в Городной с незапамятных времен и подобно навыкам работы в сельском хозяйстве передавалось из поколения в поколение. Гончарный круг и печь для обжига глиняной посуды (го́рон) были необходимым инвентарем в каждом самостоятельном хозяйстве городенца. Гончарное дело считалось в Городной главным занятием и основным источником доходов. Примерно до 1950 г., когда в Столинском районе было построено три кирпичных завода, городенцы занимались ручным изготовлением цэглі сыровкі, (кирпича-сырца) и палёнкі, (обожженного кирпича). Весь запас кирпича продавался на месте, в Городной.
Наличие больших запасов качественных глин издавна определяло характер экономики и род занятий городенцев, сделав их потомственными ремесленниками-гончарами, а Городную одним из центров гончарного производства в Полесье.
Отправляясь в маршлюты з хурамі горшков, городэнськіе горшчае́ достигали районов Баранович, Мира, Копыля, Слуцка, Новогрудка, Клецка (ездылі у Літву), бывали в Петрикове, за Дрогичином и Кобрином, а также на Украине. На всей этой территории слово городэнэц являлось синонимом изготовителя и продавца глиняной посуды.
В настоящее время в Городной насчитывается около 500 дворов. Здесь находится сельсовет, средняя школа, участковая больница, почта, швейная мастерская, правление колхоза «Заря», колхозный кирпичный завод и организованная при нем гончарная мастерская. Село электрифицировано и радиофицировано. За последние годы значительно изменился его облик, заметно повысился экономический и культурный уровень. Рост культуры земледелия в самой Городной, работа на местных предприятиях, выезды части мужского населения на сезонные работы в Сибирь, Казахстан и на Украину изменили структуру экономики и характер занятий городенцев. Появление новых источников дохода, экономически более эффективных, чем изготовление глиняной посуды, наличие в магазинах большого выбора недорогой металлической, фаянсовой и стеклянной посуды фабричного изготовления привели к резкому сокращению гончарного производства в Городной за последние 15 лет. Гончарным делом в колхозной мастерской или на дому продолжает заниматься лишь часть городенцев старшего поколения.
Люди среднего возраста умеют делать глиняную посуду, но предпочитают любую другую работу в колхозе или на производстве.
Что касается представителей младшего поколения, то они вовсе не обучены гончарному делу. Таким образом, многовековая традиция гончарного производства оказалась прерванной.
Представленный здесь материал по лексике городенских гончаров и гончарному делу был собран во время диалектологической экспедиции в июле 1965 г. Лексический материал подается при описании технологии местного гончарного производства, ассортимента изготовлявшейся посуды и торговли ею в прошлом. Обусловлено это отчасти тем, что словарь городенских гончаров, как нам показалось, не очень богат своей особой узко ремесленной терминологией.
Для обозначения различных процессов производства, орудий ремесла и их деталей используются преимущественно общеупотребительные в говоре слова, но в специализированных словосочетаниях, выражениях или с особым оттенком в значении.
Дается также и алфавитный перечень лексики, связанной с местным гончарным ремеслом, с отсылками к нужным местам описания, если в нем в какой-либо связи встречается то или иное слово или выражение, и с дополнительными пояснениями, если в них чувствовалась необходимость.
I. ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ
Прежде чем приступить к изготовлению посуды, нужно не только добыть материал, но и подготовить его. На эту работу гончар затрачивает большое количество труда и времени.
Гончарный материал гліну местные горшчае́ (гончары) различают по цвету и по тонкости или качеству. В гончарном деле используется чорна, сы́ва (серая), бела глина, а также червона (красная) для росписи посуды. Последняя известна еще под названием о́піска. Чорна гліна по качеству обычно тлуста (жирная, тонкая, вязкая). Менее качественная толокнёва гліна (песчаная, слабая, грубейшая). Чаще это серая и белая глина. О́піска обычно мае тлустость. Черная и белая глина может встречаться вместе,
а серая
отдельно. Как правило, для ві’робы посуды заготавливали все три сорта глины. Вот что рассказывает об этом старый гончар К. К. Шелест: За царызмі бралі гліну в трох месцах і мешалі, разом усю, і була моцна віроба горшков. А тэпер добралі практыкі, шчо з однэї ямі такі самі горшкі віробляем, як із трох ям. Бо друге месцэ на той зэмле, шчо була пуд помешчіком (речь идет о смешанных залежах черной и белой глины).
Глину добывают в ямах (яма, ямка в данном случае вертикальный карьер, нередко со значительными подкопами в стороны по пластам глины) глубиной 1,5—2 м. Орудия обычные залезьняк (металлическая лопатка), и копаны́ца (мотыга). Накопаем кучу, там жэ у ямцы порэжеш на дробные кусочкі і перэмешаеш, поліваеш вoдoю і месыш ногамі. Порезанная на кавалкі (кускі) весом по 15—20 кг глина выбрасывается наверх, складывается у гурбу (стожок) или сразу грузится на фурма́нку (воз).
На хуру (воз) посуды нужно заготовить 20—25 таких кусков глины. Заготовленную глину привозят домой, вносят в избу и подвергают дальнейшей обработке: мешають, т. е. кладут пластами один на другой рад тлустої (чорної) гліны, рад толокнёвoї, збівaюmь довбенькою (деревянный молот) у бабу (баба, бабка плотный продолговатый стожок), потом обычным двуручным стру́гом стру́жуть бабу, т. е. режут стожок глины поперек слоев на тонкие стружки. Стружку снова збівають у бабу и снова ее стружуть. Если гліна струплі’ва (т. е. если слои глины не сбиваются тэ́сно, плотно), ее приходится таким образом угото́влівать и третий раз.
Хорошо вымешанную таким образом глину последний раз стру́жуть и стружку зьлепвають у грудкі’ по кіль дэсять: згорнув-згорнув стружкі і стыснув рукою у гру́дку. Грудкі’ слабе́нькіе, нэ зьбіваем тэсно. Каждую грудку смачивают водой (опускают в цэ́бэр с водой) и складывают в угол избы подальше от печи глінныцу или гліннык. Там глина розыходыцца в сплошную массу, которую сверху разглаживают, накрывают драпкамі (тряпками) и периодически раз в день увлажняют, покропвають (обрызгивают) водой, чтобы она не высыхала. Обычно через два-три дня глина хорошо угнывае (роскіса́е), становится гладчейшая. В этом случае
говорят: гл
іна готова, можна робіты.
Но прежде чем готова гліна ляжет на гончарный круг, она должна быть тщательнейшим образом вім’ята (вімнята), иначе говоря, перемешана и перебрана так, чтобы вся была ровная по цвету, влажности и составу, чтобы в ней не осталось ны корэньца́, ны каменьца́ (хлусу, т. е. сору), чтобы она не ломалась, а тянулась. Мнуть глину по частям. При такой обработке из глінныка берут 15—20 кг. Глину кладут на лаву (широкая скамья), предварительно слегка посыпанную песком. На лаві чавіш (давиш) гліну рукамі, вона розмінаецца, ростягваецца у пласт (пласток). Пласт складывается и снова разминается. При этом он постоянно прощупывается пальцами, и обнаруженный сор выбрасывается, так как из-за одного зернышка или камешка может прогореть или лопнуть при обжиге посудина. Мнут пласток в течение часа и более. Глина считается готовой к работе, если проведешь по ней пальцем и на пластке останется канавка с ровной и гладкой поверхностью: помуляв пальцэм, уже вона гладка, вім’яma.
После этого пласток розрываеш на кускі, поплешчэш (покачаеш, поб’еш) у грудкі і кладэш у шару́нкі на лаві (это значит, грудку на грудку несколько). Величина грудкі (грудочкі) зависит от размера и назначения предполагаемой посудины. Грудкі сразу же идут на изготовление посуды.

No comments:

Post a Comment