17/09/2014

Городная как туристская дестинация

УДК 908
Историко-культурный потенциал туристской дестинации1 «Городная»
Г.Ф.Вечорко, Полесский государственный университет,

Ключевые слова: Региональный туризм, Городная, история, культура, городище, замковище, удельное княжество, «трубы городенские», местечко, Магдебургское право, герб в виде головы лося, городнянские церкви, суды за свободу и право на землю, мещанская управа, городнянское гончарство, городнянское еврейство, памятник советским воинам, современный центр гончарства, усадьба гончара, международные пленэры гончаров, туристические артефакты, инфраструктура.


  Введение. Актуальность темы данного исследования определяется активным развитием в последнее время в Республике Беларусь регионального туризма, интересом к культурно-историческому наследию такого уникального края, как Припятское Полесье. «Региональный туризм раскрывает богатство и разнообразие природной и культурной среды в её провинциальных (локальных) особенностях. Здесь познавательный процесс обеспечивается не только за счёт контакта с памятниками, музеями, заповедниками, но и с конкретными носителями традиций (народными мастерами, носителями культурных традиций (народными мастерами, носителями фольклора, обрядовых сюжетов и др.)[1,11].
  В связи с этим, одним из интереснейших объектов туризма по Припятскому Полесью становится деревня Городная Столинского района, расположенная в междуречье Стыра и Горыни, впадающих в реку Припять. И не только, благодаря тому, что с давних пор Городная известна как один из древнейших центров гончарного промысла, но и тем, что эта славная традиция продолжается отдельными городенцами и в наше постиндустриальное время.
__________________________________________________________________ 
1. «Дестинация (туристское направление) – место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием. Дестинации могут быть различных размеров, начиная от территории всей страны и заканчивая маленьким городком или посёлком» (Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Новиков. – Москва: Академия, 2010, С. 200). Отметим также, что в данной статье в зависимости от контекста будут использованы два термина: «туристский» и «туристический». «Туристский» от слова «туристика», то есть комплексная научная дисциплина, исследующая всевозможные факторы и явления, связанные с туристской деятельностью, экономикой туризма, менеджментом в туризме, законодательством в сфере туризма и т.п. И «туристический» - в его не столько научном, сколько в традиционном, практическом значении.

Более того, в Городной действует единственный в Республике Беларусь центр гончарства, где помимо осмотра музейных экспонатов имеется возможность непосредственного знакомства с технологией гончарного дела. Там же, находится и действующая гончарная печь (горон), где производится обжиг дровами как простой, так и поливанной (глазурованной) керамики. Туристы имеют здесь также возможность общения с мастерами, возможность приобретения сувениров, включая изготовление сувениров по заказу с учётом пожеланий организаторов туров.  При центре гончарства для школьников организована работа кружка юных гончаров. Стало уже традицией раз в два года проводить в Городной международные пленэры гончарного мастерства, в котором принимают участие мастера из Армении, Грузии, Молдовы, Литвы, Польши России, Украины, Швеции и других стран.
   На сегодняшний день дестинация «Городная» в государственном кадастре туристических ресурсов (ГКТР) пока позиционируется только через объект историко-материального культурного наследия (Свято-Троицкая церковь как памятник Полесской деревянной архитектуры XVIII века). Но это пока. Совсем недавно (19.05.2010г.) Министерством культуры Республики Беларусь традиционному гончарному промыслу д. Городная присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности, а созданный там Центр гончарства внесён в официальный перечень объектов нематериального культурного наследия Брестской области (Место нахождения – 27 км. от г. Столина, специализация - гончарное ремесло, уровень известности – регионально-национальный) [2,301].
  При этом в последнее время наблюдается заметное увеличение числа туристов в Городную. Особенно много приезжает школьников и учителей с познавательно-краеведческими целями. А « Данная сфера туризма у нас мало изучена и разработана, но потенциальные её возможности в воспитательном плане весьма велики. Здесь кроется основа осознанной привязанности и уважения не только к наследию предков, но и к земле, и к труду на ней, и к общественной значимости продолжения дела дедов и прадедов»[1,с.11]. Понимая государственную и общественную важность туристического дела, отдел культуры Столинского райисполкома в последнее время в меру своих сил принимает дополнительные меры по созданию соответствующей инфраструктуры формирующейся на наших глазах новой и привлекательной туристской дестинации. 
  Основная часть. Городная сегодня – это деревня Столинского района Брестской области, расположенная в междуречье Стыра и Горыни, в девяти километрах от границы с Ровенской областью Украины, со всех сторон окружённая ягодно-грибными лесами и болотами. Имеет хороший (шоссейный) подъездной путь со стороны автотрассы “Пинск-Столин” (поворот направо возле деревни Глинка). Поскольку Городная в настоящее время  находится в приграничной зоне, то туристам при въезде предстоит проверка документов, удостоверяющих личность.
  Ещё в дореволюционные, царские времена, путешествуя по Западному краю Российской империи, выдающийся русский писатель Н.С.Лесков не обошёл Городную, и в своих записках от 1862 года отмечал, что когда проезжал по Полесью из Пинска в Дубровицу, то «Из сел, которые мы проехали, наиболее замечательно Городно, известное в околотке своею горшечною фабрикациею»[3].
Популяризации Городной как одного из возможных объектов для путешественников способствовала этнографическая экспедиция по Полесью И.А.Сербова при содействии «Императорского Российского географического общества». Это была первая «фотографически-этнографическая экскурсия» по Полесью белорусского историка, этнографа и археолога, который в своих фотографиях летом 1912 года запечатлел наиболее характерные моменты уникального быта тогдашней жизни городенцев. Это добывание глины, изготовление горшков и кирпича, горн для обжигания горшков и деревянная церковь, женщины в наметках (уникальных головных уборах), босоногие взрослые и дети на улицах с деревянными хатами и т.п.[4]. И тем не менее, заметного туристического интереса к Городной в дореволюционное время не наблюдалось.
После революции и гражданской войны западнобелорусское Полесье (в том числе и Городная)оказалось в составе возрождённого польского государства.
Как отмечает С.А.Федечко: «…цікавасць да Роднага краю ў II Рэчы Паспалітай расла вялікімі тэмпамі. Ствараліся агульнадзяржаўныя турыстычныя арганізацыі, праводзілася масавая краязнаўчая работа. Палескае ваяводства выклікала значную цікавасць польскіх турыстаў. Асноўнымі аб’ектамі, якія цікавілі палякаў, прырода і месцы, звязаныя з гісторыяй польскай дзяржавы”[5,172].Тогдашние туристические
  После революции и гражданской войны западнобелорусское Полесье (в том числе и Городная)оказалось в составе возрождённого польского государства.
Как отмечает С.А.Федечко: «…цікавасць да Роднага краю ў II Рэчы Паспалітай расла вялікімі тэмпамі. Ствараліся агульнадзяржаўныя турыстычныя арганізацыі, праводзілася масавая краязнаўчая работа. Палескае ваяводства выклікала значную цікавасць польскіх турыстаў. Асноўнымі аб’ектамі, якія цікавілі палякаў, прырода і месцы, звязаныя з гісторыяй польскай дзяржавы”[5,172].Тогдашние туристические путеводителипо Полесью (пшеводники - на польском языке) в обязательном порядке включали в качестве привлекательного объекта местечко Городно, то есть нынешнюю Городную. Например, в одном из таких пшеводников указывалось, что «Bardzo ciekawa miejscowosc przedstawia Horodno, …». А после подробной характеристики природных и историко-культурных  особенностей местечка для туристов сообщались адреса ночлежных домов Куртача и Недведя по улице 3-го Мая. При этом добавлялось, что тёплую еду можно было достать у kierownika школы [6,7-8].
  В советские времена туристская деятельность в наших местах, как и в целом по стране, была подчинена господствовавшей государственной идеологии, особенно экскурсионное обслуживание. Тематика содержания туристических экскурсий заметно изменилась только в последние два десятилетия. Эту ситуацию Д.Г.Решетников представляет следующим образом: «Если для советского периода было характерно идеологически обусловленное доминирование военно-исторической, историко-революционной и производственной тематики экскурсий, то в настоящее время туристы проявляют повышенный интерес к древней истории и культуре Беларуси, её природным достопримечательностям»[7,101]. На удовлетворение этого интереса туристов и направлена предлагаемая нами статья.
  Городная, действительно, имеет не только очень длинную и богатую историю, но также интересное культурное наследие. При этом её социально-административный статус не раз изменялся в зависимости от военно-политических событий, а соответственно трансформировалось и название населённого пункта (город Городно - местечко Городно - село Городное - деревня Городная).
  Вполне очевидно, что название современного населённого пункта Городная Столинского района происходит от древнего «Городно», которое встречается в древнейших письменных источниках. Об этом убедительно свидетельствуют следующие сведения из весьма авторитетных дореволюционных российских источников:
1. «Городная, или Городно, между реками Стырью и Горынью, весьма древнее поселение, неоднократно упоминаемое в летописях»[8,388].
2. «На западе от Столина верстах в 25, посредине между реками Горынью и Стырью лежит местечко Городно с православной церковью. Местечко очень древнее; в XII веке оно было княжеским уделом (выделено мною -Г.В.) а в XVII веке много пострадало за соединение с войсками Богдана Хмельницкого. В окрестностях местечка добывается много отборной глины, из которой местные горшечники приготовляют разную посуду, находящую себе сбыт на Волыни, в Белоруссии и даже в Варшаве»[9,548].
  Поэтому информация для туроператоров и потенциальных туристов о том, что якобы «Гипотеза о существовании древнего княжества, столицей которого была Городная, пока не нашла подтверждения …»[10,229], является не вполне достоверной. Такие подтверждения есть. Более того, есть подтверждения и тому, что «трубы городенские» из древнерусского «Слова о полку Игореве», - это наши трубы, принадлежавшие в те далёкие времена городу Городно - прототипу рассматриваемой нами туристской дестинации «Городная».
  Всё дело в том, что история Припятского Полесья в контексте истории Древней Руси, действительно, до сих пор оставалась недостаточно исследованной. А усилия наших историков постсоветского времени были в основном направлены на выяснение истоков белорусской государственности, на изучение истории белорусского народа, начиная с периода существования Великого Княжества Литовского. История инкорпорирования этим княжеством южных (Турово-Пинских) земель, которые весьма длительное время находились под влиянием Владимиро-Волынских и Галицких князей, оставалась как бы на обочине нашей историографии. О том, что Городная и другие близлежащие земли испытали на себе эти влияния, свидетельствует городнянский говор, в котором в равной степени присутствуют, как русский, так и украинский, так и белорусский языки.
    О том, что Городная в давние времена была центром удельного княжества, свидетельствуют также результаты изучения истории Пинского Полесья Александром Грушевским1, который был активным и плодотворным участником серьёзной научной работы по изучению истории Древней Руси, проводившейся на историко-филологическом факультете Киевского университета в конце XIX века.
__________________________________________________________________
1.Грушевский Александр Сергеевич (1877-1943) - историк, этнограф, литературовед, архивист. Закончил Киевский университет. Приват-доцент Новороссийского, Московского, Петербургского и профессор Киевского университетов. В отличие от своего более знаменитого родного брата М.С.Грушевского (украинского националиста, сепаратиста, проповедника «cамостийной Украины») был украинцем – федералистом, сторонником сохранения Украины в составе Российской Империи, а с 1917 года в составе Российского Государства. Разница между национально-политическими взглядами братьев была огромна. В советское время А.С. Грушевский был репрессирован и осуждён на основании сфальсифицированных документов, выслан в Казахстан, где и умер. Реабилитирован посмертно. Занесён в книгу «Учёные Пинщины» (Пинск, ПолесГУ, 2012) как плодотворный исследователь Пинского Полесья, истории Туровской земли X-XIII веков и Пинского княжества XIV-XVI веков.


А именно: «Во время Литовской инкорпорации в Пинском Полесье существовал ряд небольших княжеств. Туров, один из древнейших городов, игравший некогда роль племенного и областного центра, постепенно отступает на задний план перед Пинском. Вместе с позднее выступающим на сцену Городном – это три главных припятских княжеств (выделено мною-Г.В.). В изменённой, конечно, форме они сохранили свою обособленность до половины XVI века. Территориальная величина пинских княжеств потерпела значительные сокращения: они потеряли на юге в бассейне Горыни и Стыри ряд земель, отошедших к Короне. Эти сокращённые границы пинских княжеств позднее унаследовал Пинский повет половины XVI века»[11,251]
  Подтверждением того, что Городная в XII веке была центром удельного княжества, может быть и статья  из «Географического словаря  Польского королевства и других славянских стран». А именно: «Городно, местечко над озером того же названия в Пинском повете, 60 вёрст от Пинска, за реками, насчитывает 236 домов, жителей обоего пола 1012 человек, имеет приходскую церковь. Местечко очень древнее. В XII веке было даже княжеским уделом, владения которого простирались между реками Стырём и Горынью. В XVII веке  сильно пострадало из-за присоединения жителей к Богдану Хмельницкому. В местечке имеется отличная глина, из которой гончары местные изготавливают горшки, кувшины, миски и ведут ими обширную торговлю, развозя их по воде в разные стороны Волыни, Литвы и даже в Варшаву. Предприниматель с капиталом мог бы с большой прибылью основать здесь фабрику фаянсовых изделий, для которых местная глина, как утверждают специалисты, очень подходит» (перевод с польского – Вечорко А.Ф.)[12,138].
  Об этом же определённо констатируется и в энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона (1890-1907): «Городно - местечко Минской губернии Пинского уезда при озере Городенском. Жителей около 1000, много евреев. Очень древнее поселение, часто упоминаемое при описаниях княжеских междоусобий. В XII столетии было главным городом особого удельного княжества, занимавшего местность между реками Стырью и Горынью».[13,138].
Конечно, есть и другие точки зрения на проблему существования удельного княжества в  междуречье Стыра и Горыни с центром в древнем Городно. Вплоть до полного отрицания этого факта. Например, М.Шелехов, автор не менее двух статей на исторические темы в белорусских энциклопедиях, пишет: "Упершыню ў дакументах Гарадная ўпамінаецца ў XV стагоддзі. Не маючы воднага шляху і добрых дарог для зносін, знаходзячыся ў глухамані, Гарадная проста не магла ў той час быць цэнтрам княства. Слядоў існавання замка тут няма, ніякіх князёў тут ніколі не было."[14,76]. Безусловно, такая упрямая точка зрения не выдерживает никакой, даже самой элементарной критики.
Вопреки Шелехову, в Городной до сих пор сохранилось на поверхности земли поросшее лесом городище как остаток древнего укреплённого поселения или города.   Более того, в районе городнянской Замковой горы есть и то, и другое: и городище как место древнерусского поселения городенцев, и замковище как место средневекового замка времён ВКЛ и Речи Посполитой с сохранившимися на поверхности следами оборонительных  валов и рвов.
  А у подножья горы, городища и замка, очевидно, протекала река, позже превратившаяся в полосу болот под общим названием «Морочное».  Об этом можно прочитать у польского писателя и этнографа первой половины ХIX века Ю.И. Крашевского «Воспоминания о Полесье, Волыни и Литве. Часть IV. Пинск и его окрестности». Вот что там написано: «Mnóstworzeczek, rzeczułek, strumieni, odróg, kanałów,brodówprzerzynatenkrajukątek. Naliczysz tu, że inne pominę: Styr, Pinę, Prypeć, Stubłę, Słucz, Stochód, Strumień. Do Piny pod Pińsk zbiegają  się od wschodu: Jasiołda, Horyń, Wetlica, Turja, od zachodu Styr, Stochód, Łukowież, Łań, Horodenka (Выделено мноюГ.В.)[15,59].
  В других изданиях Ю.И.Крашевского встречаются названия этой же реки не Городенка, а Городечка и Геродечка. Но это, скорее всего, от технических ошибок при прочтении, переписывании и печатании. Не будем также здесь вступать в полемику с Ю.И.Крашевским, куда какая река впадала и что называлось Припятью. Для нас важен отмеченный им факт наличия на то время реки Городенки, название которой могло быть связано только с местечком Городно, где эта река и протекала.
  О том, что у стен древнего Городнянского замка протекала именно судоходная река, свидетельствуют показания старожилов, озвученные на Девятом Археологическом съезде в Вильно в 1893 году Ефимием Карским, [16,62-64], отец которого в то время служил в городнянской православной церкви псаломщиком, а также – записанные известным исследователем Полесья Ф.Д.Климчуком: А там при Польщі роскопвалі тую гору и знайшлі носа з корабля, з дэрэвьяное лодкі нос …Вона, Городна, була як століца гэтого Полесья раньчей” [17,с.460]. Кстати, под Замковой горой и по сей день протекает лесной ручей шириною местами до 2-3 метров. Там же, недалеко от городища находится и вросший в землю так называемый из поколения в поколение городенцами «Княжий камень»[18].
Ручей у подножья заросшей лесом «Замковой горы» и вросший в землю
«Княжий камень» рядом с городищем древнерусского «Городно» (фото В.Киселя)

Кстати, городенцы кроме городища на Замковой горе, очевидно, имели и болотное городище. Старожилы могут пока ещё указать любознательным туристам место на болоте к западу от Городной в виде остатков кольцеобразного вала, называемое местными жителями «Калач». На таких островках среди болот дреговичи поклонялись вырезанным из дерева идолам своих языческих богов, приносили им жертвы, исполняли религиозные церемонии.
  Что же касается князей, правивших удельным Городенским княжеством, то уже упоминавшийся нами Александр Грушевский в результате своего исследования приходит к следующим выводам: «К югу от течения Припяти между Горынью и Стырью лежит дреговичский город Городно; здесь в XII веке княжила отдельная княжеская линия, к которой принадлежал и Всеволодко (1127г.) … В описании похода 1127 г. мы встречаем Всеволодка Городенского и Вячеслава Клеческого. Первого из них – названного Городенским по уделу Городно (ныне м. Городно – Пинского уезда) можно считать мелким удельным князем при линии Изяславичей» [19, с.19,50-51].
  Всё выше изложенное позволяет нам с большой долей уверенности утверждать, что название современной деревни Городная происходит именно от того древнего Городно, которое упоминается в известном произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»:

«Уже Сула не течёт серебряными струями
                                                  для города Переяславля,
                     и Двина болотом течёт
                                                 для тех грозных полочан
                                                        под кликом поганых.
Один только  Изяслав,  сын  Васильков,
                     позвенел своими острыми мечами
                                                         о шлемы литовские,
                     прибил славу деда своего Всеслава,
                     а сам под червлеными щитами
                                                            на кровавой траве
                                    был прибит литовскими мечами
                                         на кровь со своим любимцем,
                                                                      а тот сказал:
                    «Дружину твою, князь
                                                   крылья птиц приодели,
                                                а звери кровь полизали».
                     Не было тут брата Брячислава,
                                                  ни другого – Всеволода.
                     Так в одиночестве изронил он жемчужную душу
                                                              из храброго тела
                                                              через златое ожерелье.
приуныли голоса,
                     поникло веселие,
                     трубы трубят городенские!». (Выделено мною – Г.В.)

Представленный стих дан в дословном переводе Д.С.Лихачёва с древнерусского[20,87-89]. В примечании к этому изданию  известный академик и признанный знаток древнерусской литературы и культуры в целом пишет: «… трубы трубять городенскии! - Изяслав Василькович, упомянутый в «Слове» выше, был, по-видимому, князем городенским (от Городно или Гродно – неясно)» [Там же, с.212].
Более определённым и однозначным мнением по этому вопросу является мнение одного из авторов знаменитой «Живописной России» - А.К.Киркора. В очерке «Памятники времён первобытных» он пишет: «Нет сомнения, что в Минске, или близ Минска, над Немигою, которая в то время действительно могла быть многоводною, произошло кровавое сражение в 1067 г., о котором говорит «Слово». Мы видим, что знаменитый творец песни знал белорусскую Немигу, белорусский Минск. Он был знаком  и с другими древними поселениями этой страны … Он вспоминает и о древнейшем поселении Пинской области: «Поникло веселье, замолкли песни и трубы в Городне, о смерти его (Изяслава) возвестили» (Выделено мною – Г.В.)[21,236].
  Кстати, в Пинском музее Белорусского Полесья хранятся деревянные трубы величиною в человеческий рост, которые не могли нас не заинтересовать в связи с описанными событиями далёкого XII века. Судя по экспозиционным надписям, - это трубы пастушьи, хотя, как нам кажется, они вполне могли быть и охотничьими. Например, для охоты на лося, которого в наших местах было достаточно много. Свидетельством тому может быть название деревни Лосичи между Пинском и Городной, а также голова лося, которая изображалась на гербе местечка Городно ещё со времён Великого княжества Литовского.
Более того, подобные трубы могли использоваться и для других целей. Например, как духовые музыкальные инструменты «во дни торжеств и бед народных». Научные сотрудники музея относят, правда, эти  трубы к XIX веку. Однако, ретроспективно-историческая аналогия между ними и «трубами городенскими» века XII, как нам кажется, может быть вполне реальной.  Тем более, что некоторые исследователи описывают полесскую трубу как сигнальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту. Например, Ф.Д. Климчук (родом из Дрогичина, что на Полесье) утверждает, что она изготавливалась из клёна, ольхи или осины. Была длиной 2-2,5 м. Широкий конец имел диаметр15-20 см., диаметр узкого конца 2-2,5 см., толщина стенки 1см. Ствол трубы состоял из двух одинаковых половин, которые связывались тонкими прутьями. Трубили на Полесье в основном осенью после окончания полевых работ, по праздникам, проводились соревнования трубачей. [22,135-139]. Хорошей иллюстрацией этого факта является фотография «Последняя осенняя рапсодия Полесья» из книги польского публициста и «полешуковеда» А.Ф.Осендовского «Полесье» [23].

Пастушья труба из Пинского музея Белорусского Полесья и сигнальная труба
из книги польского публициста А.Ф.Осендовского
А если это так, то одним из славных князей удельного княжества Городенского получается Изяслав Василькович, упомянутый в «Слове о полку Игореве» как героически погибший вместе со своей дружиной на поле брани с «погаными» (в смысле не христианами, а язычниками) литовскими завоевателями. Данное предположение легко согласуется и с мнением уже цитированного нами Александра Грушевского.
С учётом всех собранных фактов можно c большой долей уверенности утверждать, что одним из первых  Городенских князей был не кто иной, как Изяслав Василькович – сын князя Василька, которого ослепили, выколов ему глаза, из опасения, что тот захватит Туров и Пинск [24,19]. А последующими князьями Городенскими были Всеволодко Изяславович (Всеволодко Городенский) и в разное время три его сына: Глеб Всеволодкович, Борис Всеволодкович и Мстислав Всеволодкович.
А к вопросу о «трубах городенских» можно добавить, что некоторые специалисты считают автором «Слова о полку Игореве» Кирилла Туровского (около 1130 не позднее 1182) - древнерусского мыслителя, проповедника, автора множества торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов. Одного из первых епископов Туровской епархии в XII веке, заслуженно прозванного потомками «Златоустом, паче всех воссиявших на Руси».
Как свидетельствует доцент нашей кафедры, кандидат исторических наук М.В.Цуба, по этому вопросу проводилось даже экспериментальное исследование с применением современной техники. Компьютеру «предлагалось» сравнить авторство текста «Слова о полку Игореве» и текста «О человеческой душе и теле» Кирилла Туровского. Так вот, компьютер определил, что автором обоих произведений является одно и то же лицо. А если это так, то мы с ещё большей уверенностью можем предполагать, что «трубы городенские» - это «наши» трубы.  Ибо Кирилл Туровский, как нам кажется, был прекрасно осведомлён о жизнедеятельности князей Городенских, которые обособленно княжили в ближайшем от Турова междуречье Стыра и Горыни, то есть в пределах его епархии.
После междоусобной войны и дробления древнерусских княжеств, затем целой эпохи подчинения галицко-волынским князьям Городная попадает под влияние литовских князей. И в составе Великого княжества Литовского переживает все его союзы с Польшей, в том числе и Люблинскую унию, по которой было образовано единое государство – Речь Посполитая во главе с одним государем – «Королём польским и великим князем литовским и русским». Напомним, что русскими в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой считались и белорусы, и украинцы.  
Особо отметим, что Городная в составе ВКЛ и Речи Посполитой имела статус местечка и пользовалась Магдебургским правом на городское самоуправление, которое она получила даже на три года раньше Пинска. Действительно, в 1579 году Королём Речи Посполитой Стефаном Баторием Городной было даровано такое право, подтвержденное польскими королями в 1670, 1677, 1759, 1773 и в 1792 году последним польским королём Станиславом Августом. Одновременно она получила и герб с изображением на серебряном фоне лося с золотыми рогами, как это изображается в наших энциклопедиях [25,477].Однако, как это ни странно, в Брестском воеводстве, под управлением которого находилось и местечко Городно, пользовались другим гербом: с изображением на серебряном фоне головы лося с золотыми рогами. Именно головы лося, а не лося целиком. Такое изображение герба украшало в числе других одну из стен правительственного зала Полесского Воеводства [6,97]. Герб в виде головы лося был изображён и на государственной печати старосты Городнянской мещанской управы Вечорко Ильи Григорьевича – деда автора данной статьи. В таком же виде герб могут увидеть туристы на щите при въезде в современную Городную. Описание герба и копию его изображения на печати старосты можно посмотреть в электронной публикации Вечорко А.Ф.[26 ].
  За время пребывания Городной в составе ВКЛ и Речи Посполитой она не только достигала своего расцвета в статусе города или местечка со своим гербом и правом на городское самоуправление, но и не менее двух раз подвергалась разорению и опустошению. Первый раз это произошло, возможно, где-то в XIV или начале XVI столетия, когда уже не волжские, а крымские татары и литовские завоеватели совершали частые набеги на наши земли.
О том, что Городная длительное время, до 1592 года, по сути, не существовала свидетельствует копия определения Минского Губернского Межевого суда 1837 года, хранящаяся в Национальном государственном архиве Беларуси: «…как обнаруживается из определения Литовской Ассесории в 17 день апреля 1603 года, состоявшегося за владения Старосты Марковского Пинского замка писарь Куликовский в 30 день января 1592 года согнал множество крестьян с разных деревень, на урочище Городище и на оном лесе вырубить учредил первоначальное основанием Местечка Городна (выделено мною - Г.В.), с предоставлением селившимся некоторых свобод и таким образом перешедшие крестьяне из разных деревень приняв настоящее жительство в местечке Городной были подведомственные Пинской экономии.» [27].
  В другой раз Городная подверглась разорению и насильственному порабощению во времена Богдана Хмельницкого (1648-1654).Скорее всего, в 1648 году, в котором почти полностью был уничтожен и город Пинск. Вопрос в том, кем Городная была разорена.  С одной стороны, большинство городенцев к тому времени уже приняли униатство (в Городной даже был униатский храм), против которого выступали повстанцы и казачество. А с другой стороны, мещанство, имея целью устранить стоящую поперёк его дороги шляхту, сочувствовало повстанцам, присоединялось к ним и даже порою становилось во главе движения.   Думается, что и Городная, подобно Пинску и другим городам, пострадала в те годы с двух сторон. Первоначально повстанцы вместе с казаками и  татарами не пощадили шляхтичей, поляков, евреев и униатов, а также их родню и недвижимость. Ну, а затем правительственные войска (с привлечением уже не татарских, а немецких наёмников), надо полагать, точно так же разгромили ту часть городнянского мещанства, которая сочувствовала казакам и повстанцам.
  К сожалению, в наших исторических энциклопедиях эти события отражены очень кратко, а значит, неполно: «У антыфеадальную вайну 1648-51 спалена татарамі, якія захапілі ў палон 700 жыхароў мястэчка»[25,476]. Добавим также, что городнянское озеро на музейных картах именуется с давних пор не иначе, как «Татарское стойло». Именно тогда был уничтожен и городнянский, на то время деревянный, замок. Тогда же заодно сгорела и городская ратуша, а вместе с ней, возможно, и все документы, которые могли бы ответить на многие конкретные вопросы средневековой истории исследуемой нами дестинации.
  В конце XVIII века, после третьего раздела Речи Посполитой (1793г.) Городная попадает в состав Российской империи (Пинский уезд Минской губернии). В это время, как утверждается в той же энциклопедии, «У 1803 годзе сяляне Гарадной дамагліся вызвалення ад прыгоннай залежнасці і пераведзены у разрад дзяяржаўных сялян”[2т.,с.476]. На самом деле, городенцы никогда не были крепостными крестьянами, то есть собственностью панов-помещиков, даже в условиях крепостнической России. Согласно документу того времени, который уже цитировался выше, «…по всемилостивейшему пожалованию Императрицы Екатерины II в 1-й день января 1795 года последовавшему Пинская экономия вообще кроме местечка Городно (выделено мною – Г.В) досталась в вотчинное и потомственное распоряжение фельдмаршала кн. Репнина …» [27].
  А последующие многочисленные судебные тяжбы в условиях российского  царизма (Кобрин, Волынь, Пинск, Минск, С-Петербург) велись городенцами не за освобождение от крепостного права, а за землю, которую то в одном, то в другом месте пытались присоединить к своим землевладениям новые паны-помещики. А также против многочисленных налогов, принуждений отработки панщины, других поборов и притеснений, ограничений свободы хозяйственной деятельности. Ни в одном из этих судебных документов городенцы не называются крестьянами, а по-прежнему мещанами места Городно. Вопреки тому, что выразил на одном из судебных заседаний владелец маёнтка Бутримович, незаконно захвативший городнянские сенокосы в урочище Стыкава. Возмущённый исковыми требованиями к нему городенцев, он воскликнул: «І якія гэта мяшчане, калі яны акрамя як рабіць паганыя гаршкі ні на што ня здатныя”. В подробностях и в переводе на белорусский языквсе эти “хождения по мукам” гороенцев можно проследить по архивным материалам, которые собрал  и опубликовал выходец из городенских мещан В.Кисель [28,307-317].
  В пореформенной России после введения Городового положения 1870 года, как отмечает В. Кисель, ссылаясь на исследование Н.Н.Окуниной, мещанское смамоуправление было значительно расширено и более выразительно регламентировано. В соответствии с этими правилами, с разрешения губернатора Минской губернии мещанская обшина местечка  Городно основала мещанскую управу, возглавляемую мещанским старостою и двумя его помощниками. Староста и его помощники избирались членами общины на три года и утверждались губернатором. В обязанности мещанской управы входил учёт членов общины, выдача разрешений на жительство, распределение налогов и других платежей, которые налагались в целом на общину, помощь её членам в организации хозяйственной деятельности и т.п.   [Там же, с.314].
После октябрьской революции 1917 года в Российской империи в результате гражданской войны  Городная оказалась в составе возрождённого польского государства. В 1919 году было утверждено городское устройство города Городно, а через полгода  создан магистрат, во главе которого стал бургомистр[26]. Однако Городная в статусе города, как независимой и самоуправляемой административной единицы, просуществовала только до 1927 года, хотя в дальнейшем и сохранила за собой статус местечка[28,316].
  Через пять лет, в 1932 году в Городной была закончена хуторская реформа. «Это значит, что за раскиданные прежде по всей территории полоски земли, каждый получил общую площадь своих полосок в одном куске плюс к тому процентную часть общественной земли. Появились отруба. То есть часть хозяйств по желанию их хозяев получили хутора и туда переселились. В селе получилась разгрузка – стало меньше хозяйств. Появилась возможность всем получить приусадебные участки. Появились огороды: и у тех, кто переселился на хутора, и у тех, кто остался в селе. На хуторах люди получали кроме пахоты - сенокос, выпас, лес. То есть фактически все необходимые угодья для нормального развития крестьянского хозяйства».  [29,27]. Именно эти хутора стали основой появившися там в дальнейшем новых населённых пунктов - небольших деревень, входящих сегодня в Городнянский сельсовет: Лука, Лучица, Пьясов, Ровчак, Листянки. Населённый пункт Колония (в двух километрах южнее Городной) тоже появился в это время, когда сюда приехали переселенцы из Галиции (украинцы и поляки), купившие здесь землю. А населённый пункт Новый Посёлок (между Колонией и  Городной) сформировался уже после войны, в советское время, но тоже на месте бывшего хутора Вечорковых и бывшего маёнтка (землевладения) пана Мойжешовича.
  Обращаясь к тому времени, учёный-филолог и уроженец Столинщины В.Л.Веренич в своих черновых записках, в частности, отмечал: «Село Городная (Городна) Городнянского сельсовета. В прошлом местечко, были жители мещанами. Здесь же было место Городнянской мещанской управы, которой было подчинено 20 шляхетских деревень Столинского и части Пинского районов. При панской Польше каждого 10-го числа месяца в Городной была ярмарка. Проживало более 100 еврейских семей. Престольный праздник был на Пятёнку»[30,203]. Эта записка требует уточнения. Дело в том, что в Городной на Пятёнку (праздник великомученицы Параскевьи Пятницы)  издавна был не престольный праздник, а святок, характерными признаками которого были кирмаш (ярмарка) и приезжие гости из соседних селений. Святок был также и на Воздвиженье. А престольные праздники устанавливались для прихожан по названию церквей (церковных престолов). В Городной - это Свято-Троицкая церковь и Свято-Николаевская. Следовательно, в Городной престольными праздниками являлись и являются до сих пор – Троица и Микола.

Городнянские православные Свято-Николаевская и Свято-Троицкая церкви.
  Построенная в XVIII веке и сохранившаяся до наших дней Свято-Троицкая деревянная церковь до вхождения наших земель в состав Российской империи была униатской, а после ликвидации униатских приходов царскими властями в 1839 году  стала православной. А в 1912 году в городнянском православном приходе появилась ещё одна  (на этот раз кирпичная) - Свято-Николаевская церковь, построенная  на средства прихожан. Однако, с возвращением Польши согласно закону о ревиндикации (закон о передаче имущества когда-то бывших католических и униатских церквей в распоряжение римско-католической церкви)  городнянская старая деревянная церковь в 1927 году была передана сначала римо-католикам, а  затем неоуниатам.  Это связано с тем, что в Городной в то время появились переселенцы из Галиции. Среди них были поляки-осадники римо-католического вероисповедания и украинцы-неоуниаты  греко-католического вероисповедания. По истории церковно-религиозной жизни городенцев более подробную информацию можно найти в электронной публикации [26].  Добавим только, что во время последней войны  кирпичная церковь была взорвана уходящими немцами, а в 1998 году восстановлена по проекту архитектора А.Ф. Вечорко. К сожалению, в одной из последних наших энциклопедий эта церковь названа Троицкой [31,576]. В настоящее время церковные службы проходят в новой церкви, а в старой лишь по установившейся традиции отпевают покойников.
  Летом 1969 года известный белорусский писатель Владимир Короткевич, путешествуя по нашему Полесью с Зеноном Позняком как искусствоведом, оставили свои яркие впечатления от посещения Городнянской Свято-Троицкой церкви, которая к тому времени была перестроена и действовала до тех пор, пока не была восстановлена кирпичная. Вот  что писал тогда Короткевич: «Есть два довольно ценных и, главное, оригинальных интерьера. Наивная почти лубочная икона богоматери, униатских еще времен, с букетом лилий, сердечком и кокетливой улыбкой на устах. … Есть еще одна работа. Настоящий народный примитив восемнадцатого столетия. Въезд Христа в Иерусалим. Сам Иисус ростом с башни города. Круп коня и задние ноги огромные. Голова и передние ноги маленькие. Как ни удивительно, это производит впечатление взрывной динамики. Сдается, конь - конь, а не осел, где было живописцу того осла видеть? — сдается, конь скачет. А башни Иерусалима, башни какой-то невиданной доселе архитектуры, в разных цветах: нижний ярус серый - крыша оран­жевая, верхний ярус белый - крыша зеленая. Жаль, что в минском музее тесно и слишком мало отведено места неоце­ненной нашей скульптуре и живописи. Нам, белорусам, есть чем гордиться и не меньше, чем другим»[32,40-44].
   Значительное место в жизни Городной занимали евреи. По словам местного раввина, произнесённым в начале XX века, возраст городнянского еврейского кладбища (273 захоронения, в 10 метрах на север от торговой площади)  составлял на то время около 300 лет [26]. Если верить этим словам, то получается, что евреи в Городной появились ещё в начале XVII века, то есть во времена Великого Княжества Литовского. В 1795 году их было 25 семей, а в 1811-ом  – уже 65. В 1859 году в местечке проживало 165 евреев, а в 1897-ом - 562 человека, то есть 25% от общего числа городенцев [28,319-320].
По данным финансовых отчётов за 1935 год Высоцкой гмины, в иудейскую общину которой входили тогда городнянские евреи, взносы платили  106 человек, имевших своё ремесло, предпринимательское дело или бизнес. Это в основном были ремесленники и мелкие торговцы, преимущественно еврейская беднота. Среди них были кузнец, сапожник, портной, столяр, плотник, мельник, учитель, извозчик, поливник и даже владельцы небольших гостиниц [26]. Поливники, кто не знает, занимались изготовлением поливы для покрытия горшков глазурью. Полива придавала горшкам водонепроницаемость, служила эстетическим целям, и такие горшки, естественно, стоили значительно дороже, чем простые, что и составляло финансовую прибыль городенских евреев-поливников. Однако самым прибыльным делом для евреев была торговля. В Городной в то время работало 18 продовольственных магазинов. Кроме того, было три  вино-водочных магазина, ресторан и чайная, которые евреям, однако, не принадлежали [там же].
  Но случилось так, что согласно нацистскому идеалу человека гитлеровской Германии все евреи повсеместно подверглись расовому геноциду. «При этом, - как пишет Л.Л.Макарова, - расовое превосходство обосновывалось через категорию «избранность», по мнению Гитлера, безусловно характеризующей арийцев, но неправомерно узурпированную евреями. Еврей как противоположность арийца представлял угрозу самому существованию арийской расы, поскольку стремился достичь полного господства над миром при помощи неявной – в частности, финансовой власти» [33]. По этой причине во время войны в Городной, как и в Пинске, и в Столине, и в других местах, было организовано немцами еврейское гетто.
  Согласно информации сайта Столинского еврейского общества «Мост» в Городной в первые годы войны было расстреляно 653 еврея: «В июне 1941 г., после переписи еврейского населения в д. Городная, за деревней около еврейского кладбища коллаборационистами были расстреляны 53 еврея. Это были мужчины старше 14 лет. В июле 1942 года в гетто д. Городная были расстреляны 200 женщин, детей и стариков, остальные 400 евреев были расстреляны в 3-х километрах от д. Городная по направлению дороги в Теребежов, в урочище «Подраличе» [34]. Остаётся только добавить, что на месте бывшего еврейского кладбища в Городной сейчас находится колхозная баня, а на месте расстрела и захоронения евреев установлен из чёрного гранита памятник.
  Общеизвестным историческим фактом является и то, что в деревне Городная во время Великой Отечественной войны располагался немецкий военный гарнизон, а в 1943-1944 годах проходила линия фронта наступавшей Красной армии. С южной стороны села, по возвышенным местам до сих пор остались следы немецкой линии окопов. А чуть дальше, в лесу, напротив и вдоль немецкой линии обороны можно при желании и сейчас найти следы окопов и землянок Красной армии.
  Во время фронтового противостояния советские войска обстреливали Городную из артиллерийских орудий. А затем, в марте 1944 года, была решительная попытка взять Городную путём массированной атаки. Но немцы вместе с мадьярами встретили наступающих сильным артиллерийским, танковым, миномётным и пулемётным огнём. В результате, открытая на то время местность на подступах к Городной была усеяна телами убитых советских солдат. Эти тела, временно присыпанные землёй, после войны собирала специально созданная комиссия, чтобы захоронить в братской могиле в центре села, где в настоящее время стоит обелиск как знак вечной памяти погибшим советским воинам.

Туристы у памятного знака на месте расстрела и захоронения евреев из Городнянского гетто (фото А. Дубровского) и памятник советским воинам, погибшим при освобождении Городной от немецко-фашистских оккупантов, где на плите из чёрного мрамора высечены фамилии 73 советских воинов (2 лейтенанта,1 старшина, 16 сержантов, 54 рядовых).

  Летом, в июле того же года немцы из Городной вынуждены были уйти под угрозой остаться в тылу стремительно наступавшей 61-ой общевойсковой армии под командованием генерал-полковника П.А.Белова, перед которой стояла задача при содействии Днепровской флотилии очистить от немцев южный берег Припяти на участке от Давид-Городка до Пинска. А, тем более, что южнее, одновременно в том же направлении - на Запад, наступала 13-ая армия под командованием генерал-полковника Н.П.Пухова.
Уйти немцам из Городной «помогли» и партизаны, подоспевшие из ближайших лесов Ровенской области. Один из погибших при этом партизан -  Климчук Александр Миронович (уроженец г. Столина)  похоронен на Городнянском кладбище. Там же на его могиле установлен памятный обелиск, а имя партизана Климчука носит теперь площадь в центре села, где в последние годы проходят официальные митинги, ярмарки, международные пленэры мастеров гончарного дела, другие публичные мероприятия.
  Более конкретное представление о боях за освобождение Городной можно составить с учётом данных биографии Героя Советского Союза С.А.Черновского, воспоминания которого недавно опубликовал в интернете Валерий Воробьёв. Подробности биографии С.А.Черновского, а также информацию о месте его захоронения можно узнать по электронному адресу [35].
  Имеется и местная информация на этот счёт, согласно которой Щука, живший на лесном хуторе в районе расположения советских войск, взялся провести в тыл к немцам (на Колоднянскую греблю) отряд советских солдат. А накануне предупредил об этом немцев, которые встретили и уничтожили отряд. Щуку за его предательство казнили партизаны, повесив на его собственном хуторе в урочище Клечаньское. Хатнище Щуки давно заросло лесом, а недобрая память о нём осталась.
    Официально считается, что центральную часть села, уходя, спалили немцы, они же и взорвали кирпичную церковь. Церковь, вероятно, взорвали из-за того, чтобы та не досталась противнику как наблюдательно-огневая точка. Именно так немцы сами использовали её высокую колокольню, где постоянно находился их пулемётчик. 
  Среди богатого историко-культурного наследия городенцев следует особо выделить их исконно традиционное гончарство. В  примечании  к воспоминаниям своего деда кандидат исторических наук И.С.Чернякевич на основе анализа отечественных и польских источников пишет: «Гарадная вядома даследчыкам Палесся па большасці як буйны ганчарны цэнтр, дзе выраблялася белагліняная кераміка, што забяспечвала патрэбы ў посудзе значнага рэгіёна – амаль усё цэнтральнае і ўсходняе Палессе. У гэтай сваёй якасці Гарадная ўпамінаецца ўжо ў XV ст.. У XIX  - пач. XX ст. ганчарствам тут займалася каля 200 сем’яў. У міжваеннае дваццацігоддзе называюць розныя лічбы: ад 44 майстэрань да 200 і нават 500[36].
  Добавим и поясним, что городнянская белоглиняная посуда отличалась не только светло-кремовым цветом черепка и объёмистыми, шароподобными формами, но и декором в  виде гармоничного сочетания  волнистых и прямых поясков различной толщины, ритмически упорядоченных косых чёрточек, дужек и других элементов украшения.  Описка (роспись)  производилась водным раствором железистой глины красного цвета, которая частично впитывалась в сырое изделие, подвергаемое затем обжигу.
  Белоглиняная декорированная посуда производилась вплоть до 30-х годов прошлого века, пока её постепенно и окончательно не вытеснила полива, то есть гончарная посуда, покрытая глазурью. Такая посуда была более прочной и практичной,  не промокала, лучше отмывалась, неплохо смотрелась с точки зрения эстетики. Полива изготавливалась из свинца, который сначала расплавляли в чугунке и там же пережигали до окисла (порощка жёлтого цвета), после чего с добавлением воды перемалывали в жорнах один или два раза до нужной консистенции. Иногда добавлялись окислы других металлов, что позволяло варьировать цветами поливы от светло-жёлтого до изумрудно-зелёного. И такие горшки, естественно, стоили значительно дороже, чем простые. Так, известный в то время польский репортёр Ксаверий Прушинский, побываший в Городной в 1934 году, в газетной статье писал, что поливники закупали у гончаров посуду по 3 гроша за штуку, а после покрытия их глазурью продавали оптовикам от 10 до 20 грошей за штуку. Постепенно секретам поливочного мастерства научились у евреев и коренные городенцы. Тот же Прушинский насчитал тогда в Городной 18 поливников, среди которых, например, был и Миколай Вечорко по кличке «Заец».

Еврей по имени Янкель и гончар Лигор Гмир
 за изготовлением белоглиняной расписной посуды (фото И.Сербова,1912 год)
 и сама посуда того времени, ставшая теперь музейной редкостью.
  Далеко не все, даже городенцы, представляют истинную систему количественной меры горшков, которой издавна пользовались  и пользуются настоящие городенские гончары.  Хура горшков – это вовсе не воз или фура, как многие думают. «Хура – это 100 десятков. Один десяток – это 10 литров по объёму», - писал не по наслышке один из ныне покойных знатоков гончарного мастерства [29,74]. А это значит, что на один десяток горшков надо изготовить 10 однолитровых мамзелей, 5 двухлитровых зливачей, 2 пятилитровых нерознака или 1 десятилитровый одинец. А ещё есть семак (семь штук на десяток), есть и поляк – самый большой горшок, объёмом 15 литров.
 Надо сказать, что эта система мер тоже была введена евреями с того времени (начало межвоенной Польши), когда они стали покупать горшки у городенских гончаров для их поливания глазурью, повторного обжига и дальнейшей реализации. А до этого (при царизме) неполиванные, простые горшки городенцы исчисляли не десятками литров как единицей меры, а сотнями штук. И тогда на одну хуру приходилось значительно больше горшков. Например: одинцов – 150 штук, нерознаков – 300, зливачей - 500, семаков – 700, мамзелей – 800 [37]. Всё это круглые горшки, но горшками городенцы традиционно называют и всю гончарную посуду, в том числе миски, макотры, баньки, вазоны, кухлики (кувшины с ушком) и гладышки (похожие на кухлики, но без ушка) и другие.
   К сказанному добавим, что для оценки качества любого горшка его берут  за донышко и костяшками пальцев стучат по бокам. Если звук дребезжащий, то горшок имеет изъяны, чаще всего, в виде еле заметных трещин. Звонкий и чистый звук – признак высокого качества. Горшок может быть также недопаленный или перепаленный. Данная информация представляется полезной для будущих туристов при покупке гончарных сувениров на городенских ярмарках.
  В трудные, послевоенные годы, когда повсеместно была разруха и голод, горшки просто спасали городенцев. Один из непосредственных участников тех событий, кто не только делал горшки, но и развозил их по окрестным городам и сёлам, в своих воспоминаниях пишет: «Может возникнуть вопрос – откуда у городенцев был хлеб? А они доставали и привозили хлеб из сёл за горшки. Горшки были в цене, потому что за время войны все горшки были уничтожены. Война поразбивала. Поэтому  городенцев тогда называли «богами». … Все, кто пришёл из армии, и те, кто не ходил вообще на войну, занимались горшками. Почти в каждой хате, потому что другого выхода не было»[29,73-77].
  В одной из публикаций, посвящённой проблемам развития туризма, высказывается мнение, что «в деревне Городная (Столинский район), где значительная часть населения традиционно занималась гончарством, по инициативе местного руководства неоднократно проводились рейды по выявлению и ликвидации гончарных печей»[38,106].
  Но это не совсем так. Действительно, в конце 50-ых – начале 60-ых годов прошлого века такая практика имела место. И виновата в этом была не только и не столько местная власть, сколько внутренняя политика тогдашнего советского государства. Волюнтаристский партийно-государственный курс на построение коммунизма уже к 1980-му году привёл к тому, что в угоду коллективному хозяйствованию искоренялась всякая частнопредпринимательская деятельность, вплоть до ограничения приусадебных участков и количества мясомолочного скота. Запрещалось держать коней, запрещались теплицы, вырубались частные плодовые сады и, конечно же, целенаправленно разрушались горны для обжига горшков. Таким образом, гончарное производство резко пошло на убыль. Но не только поэтому. С развитием крупной промышленности в стране появилось много более практичных заменителей гончарной посуды (небьющихся)  из чугуна, алюминия, различных пластмасс.
  Не имея возможности обеспечить хотя бы минимальный уровень проживания за счёт местного колхоза имени Пономаренко, а затем «Заря», значительная часть трудоспособных городенцев вынуждена была ежесезонно выезжать на заработки в Сибирь, Татарстан, Башкирию и другие регионы Советского Союза. В итоге, к концу прошлого столетия действующих гончаров осталось не более двух десятков. Были, правда, попытки местных властей организовать сначала при колхозном кирпичном заводе гончарный цех, который вскоре был передан Кобринскому комбинату стройматериалов. Была и попытка производства по инициативе Пинской фабрики художественных изделий в порядке надомничества уже не хозяйственной, а декоративной керамики, которое со временем тоже сошло на нет.
  В начале нашего столетия гончарный промысел в Городной  находился ещё в лежачем положении, но уже стала появляться заинтересованность государства в его подъёме и возрождении. В 2003 году в здании местного Дома культуры   открывается Центр гончарства в составе мастерской для изготовления горшков и краеведческого музея. Наряду с различными горшками, атрибутами гончарного ремесла и другими этнографическими экспонатами на стенах музея представлены и портреты потомственных местных гончаров, среди которых есть и выдающиеся. Например, Матвей Печонка, который виртуозно делал горшки одной левой рукой и выигрывал на конкурсах.  Или Авраам Басовец, ставший в 2004 году лауреатом  специальной премии Президента Республики Беларусь “За духоўнае адраджэнне” в номинации “народная творчасць”.  Этой премии Авраам Николаевич удостоен “за ўклад у справу зберажэння народных традыцый ганчарнага рамяства і плённую працу па выхаванні падрастаючага пакалення”. Время идёт, и сейчас кружок юных гончаров - школьников, которым руководил Авраам Николаевич, перешёл к другому мастеру – Шелесту Адаму. А поблизости с Центром в последнее время обустроена и открыта для туристов усадьба гончара как часть Столинского краеведческого музея. Имеется запас глины, гончарные круги и необходимый инструментарий, приспособления для покрытия горшков глазурью, горн и теперь уже современные муфельные печи для первичного и повторного обжига горшков. А главное – действующие мастера, всегда готовые продемонстрировать туристам традиционную городнянскую технологию производства горшков.



Изготовление горшка на гончарном круге в наше время, поливание горшков глазурью, обжиг горшков в горне и готовые (поливаные) современные городнянские горшки.
 (Фото из дипломной работы студента М. Денисовича, науч. рук. С.П.Жлоба)

  Активная работа Центра гончарства под руководством его директора - Олимпиады Дмитриевны Леоновец привела к тому, что с подачи отдела культуры Брестского облисполкома с 2008 года в Городной стали проводиться международные пленэры гончаров (2008, 2010, 2012, 2014 г.г.).
Открытие III Городнянского традиционного международного пленэра
гончаров из Беларуси, России, Украины, Грузии, Молдовы, Армении, Швеции, Литвы, Латвии, Польши и Узбекистана (Фото А.Ф.Вечорко)


Участники пленэра (керамических дел мастера) из Грузии и Молдавии за работой
(фото А.Ф.Вечорко)

   Одновременно с пленэрами проводятся и ярмарки (кирмаши), на которых туристы и просто приехавшие в гости могут приобрести различной формы и назначения горшки, а также другие керамические изделия в качестве сувениров. Примечательно и то, что 19 мая 2010 года Министерством культуры Республики Беларусь традиционному гончарному промыслу д. Городная присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности. И получилось так, что сейчас Городная на наших глазах превращается в настоящую столицу белорусского гончарства.

   Заключение.  Подводя итоги проведённого исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Нынешняя деревня Городная Столинского района является очень древним поселением. В районе Городнянского городища археологами в ходе раскопок обнаружены следы стоянки людей ещё эпохи неолита. Есть достаточные основания рассматривать её не только как бывший древнерусский (дреговичский) город Городно, но и как центр удельного Городнянского княжества XII-XIII веков в междуречье Стыра и Горыни. Таким образом, Городная как населённый пункт значительно старше, чем это принято считать официально.
2. На основании летописных, научно-исторических, литературно-краеведческих и других источников можно с большой долей уверенности утверждать, что одним из первых городнянских князей был не кто иной, как Изяслав Васильевич – сын князя Василька, которого ослепили, выколов ему глаза, из опасения, что тот захватит Туров и Пинск. А последующими князьями городенскими были Всеволодко Изяславович (Всеволодко Городенский) и в разное время три его сына: Глеб Всеволодкович, Борис Всеволодкович и Мстислав Всеволодкович.
3. Результаты всестороннего анализа собранного материала убеждают нас в том, что печальные слова «приуныли голоса, поникло веселие, трубы трубят городенские!» из знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о полке Игореве» относятся именно к тому Городно (центру удельного княжества в междуречье Стыра и Горыни), историческим преемником которого и является современная деревня Городная. А поскольку никто из современных населённых пунктов «не претендует» на «трубы городенские», то этот факт можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу того, что они относятся к рассматриваемой нами дестинации.
 И даже если научное сообщество в этом вопросе и дальше будет сохранять свою инертность, то написанное нами про «городенских князей и трубы городенские» можно подавать туристам как очень красивую легенду.     Туристы любят легенды, потому что  многие легенды, сказки, псалмы и молитвы, произведения художественной литературы и искусства не менее продуктивны, чем достижения науки. Они украшают нашу жизнь, делают её осмысленной, задают духовные ориентиры или критерии истины, добра и красоты. А наука является в определённом смысле лишь рационально-холодным отражением действительности. Реальная жизнь всегда значительно богаче, чем самые глубокомысленные научные теории. Поэтому наука не может претендовать на овладение всей реальностью. И тогда на помощь человеку приходят мифология, религия, идеология, художественная литература и искусство. А весь фокус в том, что в противоположность науке, которая преимущественно основана на разуме, логике и планировании, художественная литература, поэзия, искусство и т.п. зиждется, скорее всего, на чувстве, интуиции и экспромте. В чём и состоит их отличительная особенность, достоинство и преимущество в постижении окружающего мира, в том числе и туристами. И этот интерес к легендам почти повсеместно используют  смышлёные разработчики туров для привлечения туристов.
4. Поскольку в Городной, начиная с XVI века, проживало достаточно много евреев, оказавших значительное влияние на жизнедеятельность коренных городенцев, а на месте их расстрела и захоронения недалеко от деревни в последнее время установлен новый памятник из чёрного гранита, то для туристов этой национальности вполне могут организовываться экскурсии ностальгического характера. Интересной для туристов может быть не только  деревянная православная Свято-Троицкая церковь XVIII века с её архитектурой, иконами и росписями, но и восстановленная кирпичная Свято-Николаевская церковь. И, конечно же, памятник советским воинам, погибшим за освобождение Городной от немецко-фашистских оккупантов.  
5.  Туристская дестинация «Городная» может быть значительно пополнена новыми, ранее не включёнными в неё объектами. Это «Замковая гора» с древним городищем, окружённым с одной стороны двумя валами и рвами, а с другой ручьём как остатком протекавшей здесь реки Городенки. Здесь и «Княжий камень», который после реставрации и нанесения памятной надписи мог бы напоминать туристам о древнерусских князьях удельного княжества Городенского. Другим артефактом могли бы стать реконструированные и размещённые в местном музее сигнальные трубы, упоминаемые в «Слове о полку Игореве» как «трубы городенские», похожие на карпатские трембиты и подробно описанные Ф.Д. Климчуком [22]. Дополнительными артефактами в качестве экспонатов для того же музея могли бы стать и копии фрагментов городнянской лепной керамики бронзового века, а также копии белоглиняной расписной посуды более позднего времени, оригиналы которых хранятся в Минске, в Музее древней белорусской культуры Национальной академии наук Беларуси [31,575-576]. Было бы также целесообразным  объединение музея Центра гончарства со школьным краеведческим музеем.
6. Главным объектом историко-культурного наследия деревни Городная, безусловно, является традиционно-народное гончарство. Как уже отмечалось, 19 мая 2010 года Министерством культуры Республики Беларусь городнянскому гончарному  промыслу присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности со всеми вытекающими отсюда последствиями. А это значит, что данное историко-культурное наследие      переходит под покровительство государства, и в меру наших общих усилий будет возрождаться и развиваться.  Созданный в Городной Центр гончарства – это историко-культурная ценность уже не регионального, а национального уровня. Вместе с усадьбой гончара, гончарно-краеведческим музеем, международными пленэрами гончаров и сопутствующими ярмарками он станет той рабочей лошадкой, которая вытащит на «божий свет» богатую, но  в суматохе войн, революций и перестроек подзабытую седую старину.
7. Следует отметить значительный вклад в развитие туризма по Пинскому Полесью нынешнего руководителя лаборатории туризма Полесского государственного университета Т.А.Хвагиной. Разработанные ею в последние годы туристические путеводители по Брестской области [39],[40], [41] включают в себя и объекты дестинации «Городная». Это и городнянские церкви, и заброшенные гончарные печи (горны), и центр гончарства с музеем керамики, где проходят международные пленэры гончаров, и деревянные скульптуры городенцев с горшками в руках на центральной  площади. И тем не менее, в большом списке экскурсий и туристических маршрутов по Брестской области [40] Городная, к сожалению, отсутствует. В связи с этим думается, что Городная могла бы стать не только одним из объектов туризма по Брестской области, но и входить в другие локальные районы комплексного историко-культурного наследия. Например, в туристический маршрут по Полесью с привлекательным названием «По следам В.С.Короткевича. От Мозыря до Пинска» с главными остановками в Турове, Давид-Городке, Столине и Городной.
8. Причин медленного развития культурного туризма в Беларуси, особенно по небольшим городам и сёлам, много. Одна из них - это недостаточная научно-исследовательская разработанность объектов историко-культурного наследия для их последующей реставрации или реконструкции.  Это  их заброшенность вследствие многолетней невостребованности. Другая причина – это недостаточная развитость инфраструктуры. Что касается Городной, то к ней давно проложена шоссейная дорога, имеется отделение связи, работает мобильная связь, можно получить деньги по карточке «Беларусбанка», имеется два продовольственных и один промтоварный магазины, амбулатория с дневным стационаром, скорая помощь, аптека. Третий этаж школы силами районного отдела культуры сейчас переоборудуется под гостиницу, там же в школьной столовой, предварительно договорившись, можно будет и пообедать. Останется открыть в центре лавку сувениров керамических изделий, чайную в стиле старинной мещанской корчмы и благоустроить грунтовую дорогу к древнему городищу, что в урочище «Замковище».
9. Результаты проведённого исследования, актуализирующие историко-культурное наследие д. Городная, могут использоваться в качестве информации для разработчиков туристских программ, туроператоров и экскурсоводов. Как отмечают специалисты “Для туриста, помимо визуального созерцания важна информация. Потенциал таких знаний очевиден для местной краеведческо-воспитательной работы среди школьников и молодёжи с целью развития чувств любви к “Малой Родине”, “Отчему краю”, “отцовской усадьбе”, воспитания чувства уважения к труду на земле своих предков[1]. Эта информация может быть использована и для рекламы соответствующего турпродукта.  В частности, на въезде в Городную можно установить большой рекламный щит с изображением средневекового герба в виде головы лося с золотыми рогами. А ниже – схему расположения основных объектов для прибывающих туристов.

Литература
1. Локотко, А.И. Туристическая мозаика Беларуси/ А.И.Локотко [и др.]; науч. рук. А.И.Локотко. - Минск: Беларус. навука, 2011.- 640с.
2. Гайдукевич, Л.М. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. - Минск: издательство «Четыре четверти», 2014.-348 с.
3. Лесков, Н.С. Из одного дорожного дневника / Н.С.Лесков // Северная пчела,1862, №337.
4. Беларусы ў фотаздымках Ісака Сербава.1911-1912. / Склад., аўт. уступ. артыкула В.А.Лабачэўская; рэдкал.: Т.У.Бялова (Гал.рэд.) [і інш.].-Мінск:Беларус.Энцыкл.імя П.Броўкі, 2012.-456с.
5. Фядзечка, С.А. Турыстычная і рэкрэацыйная інфраструктура Палескага ваяводства (1921-1939) / С.А.Фядзечка. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов VI международной научно-практической конференции, УО “Полесский государственный университет”, г. Пинск. 26-27 апреля 2012 г. // Национальный банк Республики Беларусь [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2012.-264с.
6. Przewodnik po Polesiu / Michal Marczak.-Nakladem oddzialu polskiego towarzystwa krajoznawczego w Brzesciu-nad Bugiem.-1935.
7. Решетников, Д.Г. География туризма Беларуси: пособие для студентов фак. междунар. отношений / Д.Г.Решетников .-Минск: БГУ,2012.-303с.
8. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: В19 т. - СПб-М.: Вольф, 1882.-3т.
9. Россия. Полное географическое описание  нашего Отечества: В 11 т./ Под ред. В.П.Семенова. – СПб.: Девриев А.Ф., 1905.-9т.
10. Хвагина, Т. От Беловежской пущи до Полесских болот: путеводитель по Брестской области / Т.Хвагина, А.Варавва.-Минск: УП «Рифтур», 2013. -255с.
11. Грушевский, А. Пинское ПолесьеXIV-XVIвв. Исторические очерки. /А.Грушевский - Киев:Н.Т.Корчак-Новиков, 1903. -793с.
12. Słownik geograficzny królewstwa Рolskiego i innych krajów słowiańskich.-Warszawa, 1882 r.–3т.
13.Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.-СПб: Брокгауз-Ефрон,1890-1907.
14. Шэлехаў, М.У. Давыд-Гарадок. Час і людзі / У. Шэлехаў - Брэст: Брэсцкае упр. па друку, 2000.-304с. 
15. Kraszewski, J.I. Wspomnia Poliesia, Wołynia i Litwy. / J.I.Kraszewski.- Warszawa, 1837.- 124s .
16. Труды  Девятого Археологического съезда в Вильне 1893 [года]: [в 2т.] / Под редакцией  П.С.Уваровой и С.С.Слуцкого. Т.2: [сборник научных статей и протоколы], 1897.
17. Климчук, Ф.Д. Отголоски праславянщины в Столинском районе Брестской области / Ф.Д.Климчук // Язык культуры: Семантика и грамматика. -Москва, 2004.
18. Кісель, В. Замкавішча / В.Кисель // Городна-полеське местэчко [электронный ресурс] – режим доступа: http://horodno.blogspot.com/2013/02/zamkavisca.html.- Дата доступа 05.05.2014.
19. Грушевский, А. Пинское Полесье XI-XIII вв. Исторические очерки./А.Грушевский.– Киев: Т.Корчак-Новиков, 1901.-480с.
20. Слово о полку Игореве / Вст. статья, ред. текста, досл. и объяснит. перевод с древнерусского, примеч. Д.С.Лихачева. - 5-е изд. – Москва: Детская литература, 1972.-221с.
21. Живописная Россия: Отечество наше в его зем., ист., плем., экон. и быт.значении: Литов. и Белорус. Полесье. - Репринт. Воспроизведение изд. 1882 г. - Минск: БелЭн, 1993.-550с.
22.Климчук, Ф.Д. О полесском варианте одной карпато-полесской изопрагмы /Ф.Д.Климчук //«Карпатский сборник», Москва.- 1976, с.135-139.
23.Ossendowski, Antoni Ferdinand. Polesie / A. F. Ossendowski.-Poznan: Widawnictwo Polskie «R.Wegner».- 1934 – 206 s.
24. Повесть временных лет /пер. Д.С.Лихачева и Б.А.Романова//Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб.пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» /// Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1986.
25. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. / Рэдкал.: Б.У.Сачанка (Гал. рэд.) і інш.; Маст.Э.Э.Жакевіч.- Мінск: БелЭн, 1994.-2т.
26. Вечорко, А.Ф. Городная под “Белым орлом” /А.Ф.Вечорко. // Городна-полеське местэчко  [электронный ресурс]-режим доступа: http://horodno.blogspot.com/l. - Дата доступа 04.05.2014.
27. Дело о командировании Пинского уездного землемера Гумницкого для отмежевания и установления границ местечка Городно Пинского уезда со смежными владениями. Февраль 14 дня 1848 года. / Национальный исторический архив Беларуси.- Фонд 120.- Оп.1.- Д. 2921.
28. Кісель, В. Мястэчка Гарадная: ад майдэборыі да сельсавету / В.Кісель // Архэ, 4(121).-2013,С.295-343.
29.  Вечорко, Ф.И. Записки западнобелорусского полешука /Автор предисл., послесл. и редактор Г.Ф.Вечорко.- Пинск, ПолесГУ, 2012-222с.
30. Вярэніч, В.Л. Палескі архіў: Лінгвістычныя, этнаграфічныя і гістарычныя матэрыялы / В.Л.Вярэніч // Пад навуковай рэдакцыяй Фёдара Клімчука, Эльжбеты Смулковай і Анны Энгелькінг.-Мінск: Выдавец  А.Н. Вараксін, 2009.-692с. 
31. Гарады і вёскі Беларусі. Брэсцкая вобласць. – Мінск: БелЭн, 2007. – 4т.
32. Короткевич, Вл. Колокола в глубинах озёр; авторизованный перевод с белорусского В. Кудинова / Вл. Короткевич. // Нёман, 1986, №8.- С.11-54.
33. Макарова, Л.Л. Нацистская концепция человека и методы её реализации / Л.Л.Макарова // Человек.- 2003.- № 3.- С. 93-98.
34. Столинское еврейское общество «Мост» - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stolinmost.narod.ru. – Дата доступа: 12.10.2011.
35. Патриотический интернет проект «Герои Страны»: С.А.Черновский-[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru.- Дата доступа: 15.11.2011.
36. Вячорка, Ф.І. У краіне продкаў / Ф.І.Вячорка // Homo historiсus 2008. Гадавік антрапалагічнай гісторыі // Пад. рэд. А.Ф.Смаленчука з удзелам І.М.Дубянецкай – Вільня: ЕГУ, 2008, с. 485-500.
37. Веренич, В.Л. Лексика городенских гончаров./ В.Л.Веренич, А.А.Кривицкий //  сб. «Полесье», Москва,1968, с.175-177.
38. Дорогенский, А.В. Проблемы и специфика развития агротуризма в Республике Беларусь /А.В.Дорогенский // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов VI международной научно-практической конференции, УО “Полесский государственный университет”, г. Пинск. 26-27 апреля 2012 г. /// Национальный банк Республики Беларусь [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2012.-264с.
39. Полесье. От Буга до Уборти /Текст Т. Хвагиной.-Минск: Вышэйшая школа,2005,-143с.
40. Брестчина туристическая /Текст Т. Хвагиной. – Брест: Туристско-информационный центр «Брест», 2009, - 24с.
41. Хвагина, Т. От Беловежской пущи до Полесских болот: путеводитель по Брестской области / Т.Хвагина, А.Варавва.-Минск: УП «Рифтур», 2013. -255с.


Аннотация
  В статье анализируется историко-культурное наследие деревни Городная Столинского района. В качестве ресурса для разработки турпродуктов  краеведческого, культурно-познавательного, а также ностальгического характера рассматриваются древнее городище и замковище, артефакты «труб городенских», две городнянские церкви, уникальный центр гончарства с этнографическим музеем и действующей усадьбой гончара, международные пленэры гончаров с ярмарками, памятники и памятные знаки.
SUMMARY
  The article examines the historical and cultural heritage of the village Haradnaja (Gorodnaya) of Stolin District. The ancient settlement and hill fort, artifacts "truby horodenskije", two churches in Haradnaja, the unique center of pottery with the ethnographic museum and the acting homestead of the potter, international pottery open-airs with fairs, monuments and memorials are considered as a resource for the development of tourist products of local history, culture and pilgrimage.

3 comments:

  1. «с изображением средневекового герба в виде головы лося с золотыми рогами» - ну не магло ў Рэчы Паспалітай быць два месты з аднолькавым гербам: Васількаў (Падляшша) і Гарадная. Гербам быў цэлы лось, а за царскім часам пакінулі толькі галаву, бо на пячатцы з дзьвюхгаловым драпежнікам цэлы лось выглядаў занадта дробна.

    ReplyDelete
  2. хотели попасть в это интересное место, но не пустили пограничники. потому что мы иностранцы, а иностранцам нельзя находится в приграничной зоне. такой вот загадочный белорусский туризм...

    ReplyDelete
    Replies
    1. На жаль, гэта так. Увогуле, са скасаваннем пропускаў у памежную зону пашпартны рэжым толькі ўзмоцніўся. Каля павароту на П'ясова паставілі стацыянарны пост з праверкай пашпартоў.

      Delete