Халімон Вероха і Ярмола Міроновіч за кругом (1912) |
Посуда изготавливается на кру́зы (на кружку́).
В последнее время пользовались обычно
гончарным кругом, который называют нэмец.
Он прост по своей конструкции, но
имеет некоторые детали металлические. Вот как описывает этот круг старый гончар Ф. В. Шелест. Главная деталь круга
— спода́к, т. е. большой деревянный хорошо уравновешенный и
отцентрованный круг внизу. Сподак cmoїmь на шпэню́ зэлезнум, a moй — на крэ́меню. Кремень
закреплен в полу. Шпень входит в специальное углубление в кремне, в котором он
вертится. Зверху сподака́ йдэ шпень дэрэв’яны довжіны тры четверты аршіна. У дэрэв’яны шпень убіта шійка зэлезна (оська), а на moй шійцэ набіта дэрэв’яна головка
(верхний рабочий кружок), прыкру́тёна шру́бом
(болтом). Круг устанавливается около лавы. У лавку управлена дэрэв’яна лісычка, у якую заходыть шійка і вінтамі закрутьваецца.Просты круг |
Про́сты круг
тоже имел спода́к (спод) і головку, но они связывались между собой не
по центру при помощи одного шпеня, а
обычно шестью цэпка́мі, т. е. тонкими вертикальными
деревянными палками по кругу недалеко от центра. В центре же спода делалась
дырка. Через эту дыру круг одевался на толстый деревянный шпень, вбитый в земляной пол наглухо.
Своим верхним заостренным концом шпень свободно
входил в неглубокое отверстие на нижней стороне головки.
Стародавны круг был без спо́да. Крутили его рукою за головку:
роскрутьвалі, пото́м робілі.
роскрутьвалі, пото́м робілі.
Работа на круге требует хороших
навыков и большого мастерства.
Разделав
на грудкі’
очередной пласток глины, гончар садится на
лаву за круг и начинает горшкі
робіты. Во́зьме грудку, посадыть ee на
круг, прыпле́шчэ
(npыб’е) на
головку
і
сэ́дя на лавцы, крутыть ногамі круга. Помочівші руки у водэ, которая
стоит на лаве в о́ммочцы
(какая-либо посудина, черепок), гончар cmыскае долонямі гліну и пудводыть ee уго́ру. Потом прокрутьвae па́льцом в центре углубление и pocmяга́е (расширяет) его большими пальцами
изнутри, придерживая стенки снаружи ладонями. Одновременно стенки осадьваюцца вниз. Затем левой рукой изнутри,
а
правой снаружи гончар пудтягвае стенки задуманной посудины,
віводыть их и снова сверху осаживает немного вниз. Ocaдьвають і пудтягвають разо́в тры-чотыры. Ве́нца (бортик) завужів зверху — і знов тягнэш уго́ру. Увесь час трэба потяга́ты ші’рэй і ві’шей. Потом окончательно вігінаецца ве́нцэ и горшок вчерне готов. Руки при этом все время обильно смачивают, глина под руками делается скользкой, растворяется. Этот тонкий жидкий слой или шліг снимается при работе.
правой снаружи гончар пудтягвае стенки задуманной посудины,
віводыть их и снова сверху осаживает немного вниз. Ocaдьвають і пудтягвають разо́в тры-чотыры. Ве́нца (бортик) завужів зверху — і знов тягнэш уго́ру. Увесь час трэба потяга́ты ші’рэй і ві’шей. Потом окончательно вігінаецца ве́нцэ и горшок вчерне готов. Руки при этом все время обильно смачивают, глина под руками делается скользкой, растворяется. Этот тонкий жидкий слой или шліг снимается при работе.
При малейшем неточном или
неудачном движении рукой во время
формирования глина скрутыцца,
россунэцца и заготовка попсуецца.
Но у мастера это случается редко.
Сформированную руками посудину вігладьваеш
(выравниваешь)
снаружи ножіком (деревянная пластинка), и, если это нужно, прымазваеш (прылепваеш) вухо (ву́шко, т. е. ручку).
снаружи ножіком (деревянная пластинка), и, если это нужно, прымазваеш (прылепваеш) вухо (ву́шко, т. е. ручку).
Перед
тем, как снять с круга, можна шче рубежікі зробіты або попісаты горшка́.
Рубежікі
(насечки) делались около бортиков и на че́рэві, т. е. на боковой стороне посуды (каждая
посуда украшалась по-своему). Обычно это делалось при помощи ножіка. Однако карбовалі
(украшали насечкой, рубэжікамі) посуду также и специальной карбовкою. Увидеть ее нам не довелось. По
рассказам, она представляет собой зубчатое
деревянное колесико или валик.
Расписывали
посуду особой тонкой красной глиной — о́піскою.
Bікonaють кусок
чірвоної гліны, розмесять харашо, зьлеплять у грудку і вісушать eе. Oдoб’ють кавалочок, розмочать у водэ у маленькум горшчочку і пішуть горшка на крузы. Роспись наносилась при помощи пе́рца
(пе́рцэ, перо́ — кисточка из трех-четырех куриных
перьев). Перцэ умочають у о́піску і пішуть. Пісалі коло ве́нца зверху на всёй посу́ды. Проведэ навкружкі’ n’яmь-шесть пасочо́к (поясков) і робіть кветкі’. Широкую посуду (например, миски, тарелки)
расписывали шнурочка́мі і квяточка́мі снаружи и внутри.
Писаная посуда пользовалась особой
популярностью в центральных районах Белоруссии (у Літве).
Готовую посудину тонэнькою дроты́нкою (бі швейна ны́тка) зрэзвають (пудрэзвають) і здыймають за че́рэво з кру́га на лаву.
III. СУШКА ПОСУДЫ
Изготовленные горшки на лаве сту́гнуть (делаются твердыми). Когда они постугнуть, у них oбmыpають (nyдгладьвають) ymо́pы. Уто́ры — это венчик глины у дна, который
после среза посудины с
круга имеет острые неровные края. Их и oбmыpають (подравнивают,
сглаживают).
Для сушки посуду ставят на п’я́mpa
(п’я́mapкa).
П’я́mpa
— это
вышки в избе под потолком, редкий настил досок на специально врубленных в стены
балках. Доски (п’я́трыны) кладут
на таком расстоянии одну от другой,
чтобы можно было ладыты посуду (поправлять, переставлять, перебирать). В
старых городнянских избах, где потолок был
сводчатый, клалось два сушильных настила: нызкі п’ятра
і вісокі п’ятра (ныжны і вішны). В
домах с обычным потолком имеются только
одни пятра.
На низких п’ятрах ставят для просушки сырую посуду с лаві. Через
три-четыре дня, когда посуда немного подсохнет, ее осматривают. Каждый горшок
берут осторожно за венцэ
и проверяют, чтобы не было в нем дырочки,
камешка или соринки. Если можно, дырку замазвають рэдковатою
глиною (шлік). Еще через день-два, когда посуда
просохнет настолько, что горшок можно взять одной рукой за венчик, ее чапують или ве́рнуть (ворочають) у пруты — ставят посуду одну на другую вверх
дном на высоких п’я́трах. Пруток
(прут) — четыре-пять
больших горшков или пять-десять меньших.
Для полной просушки посуды требуется всего 10—12 дней, после чего ее можно уже у горон класты и паліты.
IV.
ОБЖИГ ПОСУДЫ
Палажка Ярміч і горон (1912) |
Лет 30 тому назад, когда п’ятра позволяли просушивать сразу до двух хур
горшков, горны были рассчитаны на одновременный обжиг всей этой посуды. В
послевоенные годы, в связи с
уменьшением сушильного устройства, объем горна рассчитан на нагрузку одной хуры
горшков, т. е. от 350 до
500 штук в один прием.
Прежде чем приступить к обжигу
посуды, приготавливают достаточное
количество дров мягкой породы
(смоло́віх, ольховіх або осо́віх, т. е. осиновых) и подносят к горну
партию посуды, предназначенной для обжига. В
летнее время посуду сразу загружают в горон, а зимой предварительно вігрэвають
горна,
чтобы стенки его были теплыми. Нельзя
ставить посуду на влажную землю,
снег, оставлять под дождем или охлаждать. В зимнее время посуду стараются класты у го́рон, как можно скорее, прикрывая
при этом каждый раз горон сверху соломой, во избежание охлаждения посуды. Через специальное боковое отверстие гончар залезает в горон и укладывает подаваемую ему посуду. Сначала он выставит горшки ставма по всему черону́ (поду). Первый ряд ставит дпом к поду, второй ряд горшков переворачивает дном к верху, третий снова ставит дно на дно, четвертый снова дном к верху, и так чапуе на два трэтёго, на два трэтёго до са́мого верху (коб огонь прохо́дыв). После полной загрузки горна дырку закладывают кусками кирпича и замазывают печною гліною, а сверху горон зачерэпвають, покрывают верхний слой посуды черэпкамі. Делают это для того, чтобы в горн не проникал со стороны и сверху непрогретый воздух, так как горшки в этом случае могли бы поло́паты. Окончив загрузку горна, у печку кладуть огонь. Чтобы посуда не полопалась от резкого изменения температуры, ее постепенно вігрэвають, поддерживая в печке слабе́нькі огонь. В процессе выгревания посуда роспрэвае, а затем вісыхае в горну́. Час-полтора спустя, когда черепки нагреваются наверху до такой степени,
что плюнеш на черепок, а слі’на кіпіть, прыклада́ють бо́льші огонь, набрасывая полную печку дров. При дровах среднего качества обжиг продолжается восемь-десять часов. Па́лять горшкі до тех нор, пока черепки не раскалятся добела. Черэпкі белії — горшкі палё́ны (опа́лёные), як черэпкі чорные, то горшкі шче сырые. Если считают, что обжиг завершен, коцюбо́ю (кочергою) вігрэ́бвають (віго́ртають) из печки жар (мо́же дэ головешка, шчоб нэ закурыласа) и заливают водою. На протяжении ночи посуда холо́дае в горну́, наутро ее віберають з го́рна, носять у клуню і зворочвають у гурбу, при этом copmyем і лічім.
при этом каждый раз горон сверху соломой, во избежание охлаждения посуды. Через специальное боковое отверстие гончар залезает в горон и укладывает подаваемую ему посуду. Сначала он выставит горшки ставма по всему черону́ (поду). Первый ряд ставит дпом к поду, второй ряд горшков переворачивает дном к верху, третий снова ставит дно на дно, четвертый снова дном к верху, и так чапуе на два трэтёго, на два трэтёго до са́мого верху (коб огонь прохо́дыв). После полной загрузки горна дырку закладывают кусками кирпича и замазывают печною гліною, а сверху горон зачерэпвають, покрывают верхний слой посуды черэпкамі. Делают это для того, чтобы в горн не проникал со стороны и сверху непрогретый воздух, так как горшки в этом случае могли бы поло́паты. Окончив загрузку горна, у печку кладуть огонь. Чтобы посуда не полопалась от резкого изменения температуры, ее постепенно вігрэвають, поддерживая в печке слабе́нькі огонь. В процессе выгревания посуда роспрэвае, а затем вісыхае в горну́. Час-полтора спустя, когда черепки нагреваются наверху до такой степени,
что плюнеш на черепок, а слі’на кіпіть, прыклада́ють бо́льші огонь, набрасывая полную печку дров. При дровах среднего качества обжиг продолжается восемь-десять часов. Па́лять горшкі до тех нор, пока черепки не раскалятся добела. Черэпкі белії — горшкі палё́ны (опа́лёные), як черэпкі чорные, то горшкі шче сырые. Если считают, что обжиг завершен, коцюбо́ю (кочергою) вігрэ́бвають (віго́ртають) из печки жар (мо́же дэ головешка, шчоб нэ закурыласа) и заливают водою. На протяжении ночи посуда холо́дае в горну́, наутро ее віберають з го́рна, носять у клуню і зворочвають у гурбу, при этом copmyем і лічім.
Очень важно правильно определить
время прекращения обжига: бо як перэпаліш — покося́цца горшкі’, будэ багато на́берэжных (пережженных), a як нэдопа́ліш — будуть нэдо́палкі, трэба перэпальвать дру́гі раз. Добрэ ві’палёны горшчок белі и звонкі, звіныть хороше́.
Нэдо́палок
нэ зво́ныть, а перэпа́ляны горшчок нэ звены́ть, оно драмчі’ть. Нэдопа́лёны і на́берэжны
горшкі ныя́кого ходу нэ мають. Обожженную посуду называют палё́ны горшкі или про́сты горшкі.
V.
ОБЛИВКА ПОСУДЫ
Полівой
называют глиняную посуду, облитую специально приготовленным раствором окиси
свинца и глины и вторично обожженную в горне. Обливная посуда блестит, хорошо
отмывается и превосходит по прочности простую, необливную посуду.
Обливка
посуды известна в Городной сравнительно недавно. До міколаевськoї войны у нас поліві
нэ було, горшкі возылі поліваты до Пінська, облівав їx толькі одын жід Буёмін.
Первым из городенцев искусству
обливки научился Н. Вечорко (сейчас
ему 71 год). В конце
30-х годов научились поливать посуду еще
несколько местных жителей. Но массовым явлением полива стала у городенцев после 1945 г., когда каждый горшчай
научился горшкі поліваты. І гэто нэвеліка прахтіка для того, шчо понімав, а як мі нэ понімали, то думалі, шчо така гэто прахтіка, шчо нэма в светы такої прахтікі,— вспоминает Ф. В. Шелест.
Для
приготовления раствора полі’вкі на хуру посуды требуется 15 кг свинца (называют го́лово, т. е. олово) и примерно столько
же глины.
Свинец кладут
в чігун і палять на пры́пеку у печі’
до тех пор,
пока он не росто́піцца на во́ду, а потом превратится в муку желтоватого цвета. Глину приготавливают, как правило, из
черепков бракованной необожженной посуды, измельченных в порошок. Влив в цэ́бэр ведро холодной воды, поочередно
высыпают туда мерку голов’яної (свинцовой) мукі і мерку гліны, розмо́чать и розмешають гліну з го́ловом. Приготовленный раствор дважды
перепускают через ручные жо́рна, чтобы размололись крупицы
свинцового порошка и глины, шчоб була́ гла́дка полівка. В полівку добавляют еще ведро воды,
вымешивают и проверяют насыщенность раствора. Розмешаеш і
ру́ку
вмо́чыш і еже́лі стрэхнэ́ш і шче много опускаецца з рукі — добавляеш воду обратно, еже́лі харашо опускаецца, срэ́дственно, то поливаеш горшкі. Берэш горшка за вто́ры у ле́вую ру́ку, кру́жку — у npaвую, наліваеш у moй горшчік moї полівкі, обмахнэш ёго́ укругову́ю і вільеш назад
у цэбэр,
по́тым
поверху
поліваеш і ставіш ёго́ на́бок. Політая посуда сохнэ цэлу ноч зымового врэм’я, а ле́том вісыхае на сонцы за час (полівають толькі палё́ную, а нэ сырую посуду). Політую і просохшую посуду
кладуть у горон і віпальвають як сырые
горшкі, оно́ палять ее
на пару часов больш, чім про́стые горшкі і дро́ва трэба
шчо нaйcyше́й, бо пры
сухіх дро́вах добра поліва віхо́дыть. Жар из печи в этом случае не
выгребают, так
как от подымающейся пыли полива стала бы шерэховата
і тэмна.
В полівку добавляют нередко краску — зэлёну, червону, чорну, только нэзгорайну.
Поліва ценилась в два с лишним раза
дороже простых горшков. Так, до революции за хуру
простых горшков платили 5 руб., а за поліву — 10 руб. и больше. Безлошадный гончар
Ф. В. Шелест, который не имел возможности возить горшки, а оддавав їx на
месцы, вспоминает: за По́льшчі я оддавав жідам хуру горшков шчітай чотыры сотны, за пу́втора пуда жіта. Ві’ставів тры хуры горшков, то я взяв чотыры пу́ды з noлoвінoю хлеба
за дванаццэть сот горшков ві’палёных. Да́рма бралі. Да́рма! A як купіты поліву у їх, то нада даваты сэмдэсат n’яmь злотых
за фуру,
за myю самую хуру.
При продаже посуды оптом и в розницу
обливщики и торговцы пользовались
различными мерами счета посуды. Наиболее крупной единицей счета оставалась ху́ра. На хуру
считалось четыре сотни: две сотны нэро́знаков і две злівачов і даже шче з надбавкою по п’ять штук на сотню, это вроды на брак. Воны (поливщики) у нас бра́лі на сотны, а
нам вже перэшчітывалі поліву на дэсяткі.
No comments:
Post a Comment