01/04/2016

1819. Акт визиты церкви Городеньской

Свята-Траецкая царква ў мястэчку Гарадной. 1912. І. Сербаў
Акт визиты церкви приходской Городеньской
вследствие указа Брестской греко-униятской консистории от 22 сентября 1819 года последовавшего, мною нижеподписавшимся м-ца декабря 12 дня того же года верно сочиненный.
1.       Сия Городеньская приходская церковь в середине местечка того же названия, Минской губернии, Пинского уезда и протопопии, в местечке его величества, с дерева круглого древнею структурою с одною головою больше как 100 лет построена,
кроме однако древности своей, совершенно еще прочна ест и заблаговременным починением держаться может. Крыша гонтами, а голова жерстью побита. Двери на завесах железных замком внутрным совершенно обнаруженые. Окон в целом оном строении чистого стекла 5. Потолок склепистый, а пол из кирпича уложоный. Погост совершенно огорожоный, в коим колоколня стенами в зруб виведеная, голову жерстью побитую имеющая.
2.       Местоположение здешное ест между лесами, к произведению строения удобными, каменей и материалов известковых не имеющее, находится единственно земля глинистая, к деланью кирпича весма удобная.
3.       Расстояние от найближайшой соседней приходской церкви ест о верст 9. Приход же распространяется в длину без переправ на верст 4.
4.       Приход оной церкви исчисляет приходских дворов 177, душ святейшими тайнами пасхально приобщающихся мужеского пола 375, женского 341.
5.       Общества при сей церкви настоящего доход приносящего нет. Прихожане под именем оного имеют попечение единственно доставлять олтаревых свечей и других необходимых надобностей.
6.       В приходе таковым по точном исследовании и удоверении самого священника администратора никакого суеверия, ни же вредящих сообществу человеческому простирающихся погрешностей не слышно.
7.       Существует при сей церкви священник Давид Вечорко, лет от роду своего ныне 53 имеющий, который 1807 года м-ца мая 27 дня на титул преемника к здешной церкви от покойника отца своего Григория Вечорки действительного здешного места священника записанный, ест посвященный. Ныне же по смерти помнянутого отца своего за годовою администрациею нынешного 1819 года генваря 25 дня выданною и представлением самых здешных мещан своих прихожан, сею церквою и приходом примерно управляет.
8.       Помянутый администратор Давид Вечорко сынов имеет 4-х, с коих 1-й Роман 20 лет, 2-й Даниил 16, 3-й Давид 13, 4-й Петр 6 лет и дочер Елена 3 лет. Жена же администратора, а вышереченных детей мать Параскевия от роду 47 лет имеет. Все вышепрописанные дети находятся при родителях. Церковнослужители на особенной фундушовой 1/2 уволоки земли живущии суть следующии: Василий Вечорко от роду 60 лет имеющий вдовец, сыновя его Трофим 37 лет, жена того Анна 31. Сын 2-й Василия Степан 27. Жена того Матрона 17 лет. Дочери Василия Матрона и Федора купнородние 15 лет. Внук Василия, а сын Трофима 11 лет. 2-й церковнослужитель фундошовый Леон Вечорко от роду своего 44 года имеющий, жена его Параскевия 31, сыновя их: Матвей 19 лет, 2-й Доминик 16 лет, 3-й церковнослужителя Леона сын Яков 13 лет, 4-й Александр 7 лет. Жена Матвея, а невестка Леона Зыновия 16 лет. З-й церковнослужитель тоже особо живущий в горницы на собственной земли самим собою купленной Гавриил Вечорко от роду 25 лет имеющий. Жена его Агафия 21, брат Гавриила Иоанн Вечорко 19 лет. А сии все яко церковнослужители с фамилии священнической происходящии сказкою духовною суть занятия.
9.       Вышереченного администратора к трудам духовным ест помощником Артемий Вечорко от роду 34 года имеющий, на титул провизии к сей же церкви и от того же помершего священника Григория Вечорки, что и его преемник принятый 1814 года июня 6 дня на степень презвитера произведенный. Жена его Екатерина 26 лет. Сыновя их: Павел 9 лет, Иоанн 5 лет. Дочери их: Мариянна 11 лет, Анна 2 лет. Матер священника провизора Татяна 61 года. Священника Артемия Вечорки родны брат священник Михаил Вечорко от роду 27 лет имеющий на титул помощника к церкви Рутенской в протопопии и уезде Новогродским существующей, тамочним приходским священником записанный, 1818 года будучи посвященным в Городной при фамилии без обязательства проживает. Жена его Варвара 22 года имеющая. Дочери их: Евдокия 5 лет, Параскевия 2 лет.
10.   11. Как клетей , так и оных священников к сей церкви приписных никогда не было и нет.
12.   13. Школы приходской, ни благодельни, ни же на оные фундушов при сей церкви никогда не было и нет. Молодые люде прихожане наук християнских и артикулов веры обучаются времян от работы свободнейших у собственных священников и местовых дячков.
14.   По надании первоначального фундуша неизвестно какого года и от кого имянно зделанного земли пахотной с оной принадлежностями уволок 2. После же 1666 года ноября 20 дня его превосходительством Млоцким старостою пинским придано на дячков земли пахотной полуволоки, и тем полуволоки приданием две уволоки первоначальные потверждаются. Существовать затем должны в владении церковном уволок 2 ½ земли пахотной в следующих урочищах: 1-е в Турим Розе шнуров 2 совместно так начинаются и кончаются, как и мейские, шерины же загонов 20. 2-е полуволоки наданной по Мойсею Тышковом в урочищу Загвозде званым находится, а сия земля вся очень ест худая, несколько почивает, а после управляется и засевается. Понеже с самых песков, гор и выдмов составляется. 3-е в  Росошках хорошой земли больш-менш 1 морг. 4-е в Поповицы земли хорошой 1 морг. 5-е в Язвинках земли такой же 1 морг. 6-е в Дергове то же 1 морг. 7-е за церквою место к произведению строения удобное, ныне празднующее. 8-е место церковное, на коим с начала было строение приходское возле улицы Подлеской над озером лежащее, распространением того же озера уничтоженное, в малой части ныне существует. Сенокосы же суть следующие: 1-е Грудовый на Застружу, на кос больш-менш 5. 2-е в болотах Стыкава званых вольное ест кошение травы хорошой совместно с мещанами.  Ловли всякие рыбние, вольность лесов, попасов, выработывание и удерживание дерев бортных и небортных, суть совместние с мещанами. Усев ржы на земли фундушовой не больший бывает, как 4 четверты, больше же розсевают священники на собственной земли, от мещан купленной.
15.   Сия вышепрописанная земля или фундуш никогда подданых не имел и не имеет.
16.   Фундуш первоначально писменно выданный, а сей церкви служащий, как извествует традиция потерянный ест возмущением народным и опустошением татарским. Документ же на полуволоки последней наданой служащий 1666 года ноября 12 дня выданный в Архивум Епархияльным сохраняющийся, занятый религии господствующей священниками совместно с Пинскою соборною бывшею церквою. При администраторе единственно бумаги к нему самому принадлежащие существуют и выписок визит генеральных пять: 1733, 1774, 1788, 1799, 1818 и 1819 года. Равномерно подлинное приписание деревни Деревна званой, прежде к церкви Смородской принадлежащей, к церкве здешной Городенской и приходу от епископа Кульчицкого 1712 года мая 21 дня выданное.
17.   18. Годового жалованя никакого и збора ни денежного, ни ссыпки зерновой, ни суммы капитальной, ни же записью означенной не было и нет.
19.   С фундуша сей церкви без подданых будущего собственным трудом священника и его фамилии без всякой инной посторонной благосклонной помощи, никакого известного дохода яко с земли худой и неурожайной означить нельзя; понеже священник с семейством своим при большой ощадности едва с оной пропитатся может. Дохода же неизвестного за преподаяние треб духовных, от прихожан приносящегося, собраться может серебром рублей 20.
20.   Подати никакой ни в казну государственную, ни в поветовую, ни же в мещанскую с сего места священник не оплачивает. На вино к Богослужению, на удержание церковнослужителей, на обработывание земли, на починку строения, на одеяние себя, жены и детей, на покупку железа и соли, совершенно таковые денги с дохода приходского собранные издерживаются.
21.   Особенной обязанности, над оную, какая всякому приходскому священнику ест приличная, никакой нет
22.   23. Как нарушения фундуша никогда не было, так и о оное жалобы нигде не приношоно.
24.   Долгов под залог фундуша, на никакий предмет не зделано.
25.   Приборы церковние и сосудохранительние суть следующие: в святителищу стол с предножием картуновым партикулярный с ковчегом хорошим и замчистым, и иконою древнею партикулярнею Спасителя, с короною сребреннею. При стене возле царских врат с правой руки икона Спасителя, Пресвятия Марии Девы с 3-ма коронами сребренными и другие древние иконы вмещенные без стола. По левой же стороне оных же врат царских стол к отправлению Богослужения удобный,  с иконою Пресвятия Марии Девы с 4-ма сребренными коронами, скрижаликом, сердцем и ножкою и целая стена и побочние старинными и древными иконами украшенные. Сосуд к сохранению святейшых таин внутре вызолочоный, дароносица напутных запасов с дискосом и ложечкою внутре вызолоченные. Дароносный лучезарный крест совершенно позолочоний. Чаш 2 с дискосами: одна совершенно, а другая внутре и в части снаружи позолоченние равномерно. Ложечок к раздаче святейшых таин 2: одна совершенно позолочона, а другая без позолоты, сребренные. Крест с страстью и мирница оловянные. Крестик без подножия с дерева грушкового новосооруженный по коконцах гругом серебром обложоный, на скрижалику серебренным в горе над головою распятого обыкновенное надписание имеющий со изображением распятого Спасителя сребренным 1. Кадилниц жолтой меды 2. Подсвещников жерстяных пар 3. Крестов обходных 3. Рыз всех 5. Со всеми не с одной материи деланными к ним принадлежащими надобностями стихарей 4. С коих один перкалевый новый, другии же партикулярние. Одеял престольных 3, с коих 1 перкалево, а 2 швабской холсты. Антимисов 2. Наплечников 3. Хитонов 3. Поясков 3. Хоругвов 4. Колоколчиков олтаревых 2. На колоколни 5.
26.   Книги олтаревые и хоровые суть следующие: евангелие престольное болшое с защепками жолтой меды новое Почаевское, 2-е древнее малое в бархатным переплете, по углах 4-х евангелистов изображение, по середине же крестик, сребренные. Служебников 3, с коих 1 болшый Почаевский, 2-й малый древный Почаевский, 3-й же Супрасльский. Триод постный и цветный Почаевские. Октоих болшый Почаевский. Трифолой малый, апостол болшый Почаевские. Требник древный. Науки в руском диалекте к народу [гл. Дадатак у канцы – В.К.]. Библии нет.
Триод цветный Почаевский
27.   По нещасным местечка и приходского строения сгорении 1816 года м-ца апреля случившимся, место сие фундушовое, на коим было приходское строение, для поднятия и занятия оного розлитием озера, ест опустошенное и в огороды воривние обращенное. Строение приходское на собственной земли купленной возле корчмы, над углом сходящыхся крестообразно улиц положенной, от нынешнего администратора Давида Вечорки ест заведенное, а оное ест следующее: дом жительственный новый порядочный под одну крышу с дерева тесаного с четырма горницами и в сенях с коморкою построенный еще несовершенно уконченый, половина единственно оного с левой руки с дверей входных от улицы ест усовершенная с печкою крестообразнею и грубнею с комином под кришу выведенным. Правая же оного сторона без окошок и печки еще совершенно не укончона. За сим будинком в далеке выгон, пекарня курна, огроды для скота, балаган, сарай в концу поседимки от выгона поперечно построенный, балаганчик другий и огроды другие напротив первых, в линии построенные. Остаток места, яко по сгорении, празднует.
28.   От начала своего надания земля фундушовая была ли усеянная или нет? Удостовериться нельзя. То только известно, что по умершим Петре Щуце действительном приходском священнику городенском, обнял сей фундуш 1739 года Петр Вечорко, от наступления коего и до сего времени преемно наступая сын по отце, обнял и нынешний администратор сие как сын по отце.
29.   В здешным Городенском приходе от 1 генваря 1819 года по 12 день декабря того же года народилось мужеского пола 12, женского 10 душ. Браком сочеталось пар 18. Умерло мужеского пола 21, женского 14 душ. Никто же, прожив 90 лет, в сем приходе не умерл.
30.   Земли фундушовой неправильная замена здешними священниками, ани отдача оной в найм, не оказуется. Печать церковная и протокол к записыванию приходящих от верховных властей публикат и предписаний (каковые в оный сего года введение не было) пред визитою прошлогоднею сооруженные и метрики крестные, брачные и погребные, по сгорении древных 1816 года, прешнурованние находятся.
Сей Акт визиты по точком всего вышепрописанного исследования и обозрения, собственною рукою подписываю
Дионисий Иванов Пахникевич,
протопопий яновской испытующий, судов кобринских духовный депутат, снетовский приходский священник, командированный визитатор.

Дакумент захоўваецца ў НГАБ у Менску (ф. 136, воп. 1, адз. зах. 41258, арк. 124-127). Выказваю падзяку пану Дзянісу Лісейчыкаву за спасылку на крыніцу і частковую публікацыю звестак з гэтае візіты, якія датычацца святарскае дынастыі Вячорак, у манаграфіі «Святар у беларускім соцыуме».

Дадатак. Науки в руском диалекте к народу
Науки парохіалнія на недели и свята урочистыя целого Року, з евангелій подлуг обряду греческаго росположенных, з приданіем при конци науки при шлюбе, двох наук при погребеніи, и на пятки святаго великаго поста, о Страстех Христовых. Повеленіем и Благословеніем его Преосвященства Кир Стефана Левинскаго Божіею и святаго трона апостолскаго благодатію епископа, коадютора с наследством и администратора с всякою чиноправленія властію, Луцкаго и Острогскаго, ордіна святаго Станеслава Кавалера. З славенско-рускаго на простый и посполитый язык рускій преложеннія и изданнія в святей чудотворней Лавре Почаевской 1794 года.
Часть першая. Мовы неделныя (с. 1);
Часть вторая. Науки на свята урочистіи (34 науки) (с. 164);
Наука до обручников в часе малженскаго шлюбу (с. 265);
Наука перва погребателная при изнесеніи тела (с. 267);
Наука вторая погребателная при спущеніи тела до гробу (с. 271);
Науки о страданіи Господнем на пят Великаго поста пятков (с. 274).

No comments:

Post a Comment